Сколько переплачивают автомобилисты? Отмена транспортного налога и включение его в акциз на топливо Видео: Дискуссия депутатов о налоге на топливо

Сколько переплачивают автомобилисты?

Автовладельцы часто жалуются на то, что они много платят государству в виде транспортного налога, акцизов на топливо, таможенных пошлин на иномарки, теперь еще и утилизационный сбор , а получают взамен немного: дорог мало, да и те, что есть - плохого качества..

Для расчета возьмем литр наиболее ходового бензина Аи-95 (Евро-5) и выясним, какую часть от его стоимости составляют акцизы и налоги, а какую само топливо. Средняя цена данного бензина в Москве около 33 рублей за литр.

НДС (налог на добавленную стоимость) - составляет 18% от конечной цены товара, то есть 6 рублей с литра бензина.

Топливный акциз - это 5100 рублей за тонну бензина Евро 5 (данные за 2013 год, с каждым годом акциз будет увеличиваться). Средняя плотность топлива 0.7 кг/л. Таким образом, одна тонна бензина - это 1400 литров. При делении 5100 на 1400 получается 4 рубля акцизов на литр топлива. Однако чем ниже класс бензина, тем выше акциз. Это сделано специально, дабы автомобилисты покупали топливо более высокого качества.

НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) - самый сложный в вычислении налог. Его берут с добытой нефти, а не с полученного бензина (470 рублей за тонну умноженный на коэффициент, зависящий от текущей цены на нефть). Федерация автовладельцев России долго вычисляла его долю в стоимости топлива уже на заправке и получила 4 рубля в литре. На самом деле, НДПИ для некоторых сложных месторождений понижен или обнулен, чтобы на них было рентабельно вести добычу. Но будем считать НДПИ по максимуму, то есть по 4 рубля за литр бензина.

И вот, что получается:

58% от цены за литр бензина - это стоимость самого топлива, а 42% - это налоги.

Кажется, что 42% - это очень много и можно все дороги отремонтировать и понастроить много новых. Так ли это?

Из трех налогов чисто транспортный только один - это акциз. НДС и НДПИ являются федеральными налогами и зачисляются в соответствующий бюджет. Именно на эти деньги содержится армия, полиция, образование, медицина, наука и много чего еще. Одного подоходного налога, который мы платим, совсем не достаточно, чтобы наполнить бюджет нашей необъятной Родины. Поэтому НДС изымается со всех товаров и услуг, а не только с бензина. Аналогично и НДПИ. Он заложен и в стоимости газа, который горит в плите на кухне, и в стоимости топочного мазута из которого вырабатывается тепло и электричество для домов. Конечно, НДС и НДПИ можно отменить, но тогда придется значительно увеличить подоходный налог, чтобы государство хоть как-то сводило концы с концами.

В результате, дорожный фонд наполняется всего из трех источников: акцизы на топливо, транспортный налог и трансферты из других доходных частей бюджета, никак не связанных с транспортом. Вот как выглядит его финансирование в Москве.

Автомобилисты оплачивают лишь третью часть от всех затрат на содержание, ремонт и строительство дорог в Москве.

Причем, транспортный налог приносит бюджету заметно меньше, чем акцизы на топливо. Разделив 15.5 миллиардов рублей транспортного налога, полученного в 2013 году на 4.5 миллиона легковых автомобилей, получим, что каждый автомобилист платит всего около 3450 рублей в год. А реально еще меньше, ведь тут не учтен грузовой транспорт и автобусы. Также можно посчитать и сколько среднестатистический автомобилист платит акцизов на топливо. Делим 24 млрд. рублей на 4.5 миллиона машин и получаем 5340 рублей в год.

В среднем автовладелец платит менее девяти тысяч рублей транспортных сборов.

Всего же московские водители отдают на содержание дорожной сети столицы около 40 миллиардов рублей. А Москва тратит более 120 миллиардов (в эту стоимость включен и ремонт старых и строительство новых дорог). То есть 80 миллиардов рублей вливаются дополнительно.

Если учесть все налоги, уплаченные за топливо (акциз, НДС и НДПИ, всего 10 рублей с литра бензина), автомобилисты заплатят не 24, а 86 млрд. рублей. Но даже прибавив к ним транспортный налог (15.5 млрд.), дорожному фонду все равно буде не хватать более 20 миллиардов рублей в год, однако, это уже не такой большой дефицит (всего 18%).

Однако в Москве сейчас развернулась самая большая дорожная стройка за последние лет 40, поэтому неудивительно, что дорожный бюджет так вырос. При обычных обстоятельствах и отсутствии необходимости таких масштабных работ, дефицита вообще бы не было.

Но правильно ли считать дополнительные налоги (НДС и НДПИ) расходами автомобилистов?

С одной стороны да, ведь именно с нас его и берут. Более того, многие водители благодаря наличию автомобиля могут производить больше добавочного продукта, и, следовательно, больше платить налогов (в том числе уже свои кровные 13%). Но есть и противоположное мнение (учитывается только топливный акциз). Кстати, стоит помнить, что автовладельцы - это не единственная категория людей, которая платит больше за свои потребности, яркий пример - продажа алкоголя. На акцизах с продажи водки держатся многие социальные программы.

Для сравнения затрат автомобилистов и расходов на обслуживание общественного транспорта, вскоре сайт опубликует отдельный материал.

Правительство решило кардинально пересмотреть уплату сбора за транспортные средства и привязать его не к значению мощности транспорта в лошадиных силах, но к топливу им потребляемому, включив размер сбора в оплату бензина.

Многие европейские страны, а также североамериканский принцип налогообложения показывают интересный пример в плане данных отношений между гражданами и государством. В данной статье рассмотрим саму возможность включения транспортного сбора в цену на бензин и некоторые другие вопросы, которые могут возникнуть по данному направлению.

Прежде чем непосредственно обсуждать кардинальную замену транспортного налога, необходимо освежить память в плане обстановки сегодняшнего дня. Налог на транспортные средства отдан на контроль региональным властям, которые и определяют размеры сбора, льготы по нему и возможность их предоставления.

В большинстве географических подразделений страны от налога на транспорт освобождаются следующие категории:

  • средства с мощностью двигателей менее ста лошадиных сил;
  • транспортные средства, относящиеся к специализированному оборудованию;
  • лодки без двигателей на весельном ходу;
  • средства, принадлежащие инвалидам и людям с ограниченными возможностями.

Что касается ставки по сбору – ограничение, введенное правительством равно двумстам рублям, которые уплачиваются за единицу мощности двигателя. Местными законодательными органами может быть, как уменьшено, так и увеличено данное значение по своему усмотрению, исходя из различных факторов. Если для наземного транспорта основополагающим значением выступает мощность двигателя, то для транспорта водного здесь выступает – тоннаж.

Несколько лет назад законодатели выступили с предложением учитывать год производства транспортного средства и его отношение к экологии. И тот, и другой фактор существенно увеличивают коэффициенты, влияющие на оконечное значение налога.

Для физических лиц сумму транспортного налога рассчитывает местное налоговое управление, после чего ежегодное уведомление об уплате отправляется на адрес проживания владельца. Любой владелец транспортного средства может оспорить начисленное значение сбора, представив доказательства и необходимые документы.

Включение транспортного налога в стоимость топлива

Первые разговоры о данном переосмыслении налога на транспорт ходили еще в начале 2010 года. Тогда за образец предлагалось взять европейскую систему сбора налогов с транспортных средств.

Основополагающим фактором перехода на такую систему выказывалось то, что платить будут лишь те граждане, что непосредственно используют транспортное средство. Те же, у кого автомобили или иные средства стоят в гаражах, на стоянках и не участвуют в общем «транспортном коллапсе» – от уплаты освобождаются.

Что касается простоты учета для налоговых служб – тут тоже есть несомненные плюсы, ведь вместо отслеживания миллионов автовладельцев и потенциальных налогоплательщиков, необходимо будет вести учет отношений с организациями, непосредственно обслуживающими топливораздаточные точки.

Как только налог включается в стоимость топлива – тут же продавец обязывается выплачивать налог вместо автовладельца. Гражданин освобождается от ежегодной обязанности вести отношения с налоговой службой, а организация, торгующая топливом, и так перечисляет некие налоги, так что одним больше – сложности в налоговых отношениях это не прибавит.

Конечно, такая перемена политики исчисления транспортного налога увеличит стоимость бензина в среднем на сумму от тридцати до пятидесяти копеек за один литр, но положительных моментов все равно больше:

  • Чем меньше используется транспортное средство, тем меньше денег придется за него платить.
  • Льготы по транспортному налогу отменяться не будут. Люди, которые платили меньшие сборы или были вовсе освобождены от уплаты, получат значительные скидки на приобретаемое топливо.
  • Уменьшение учета налогов приведет к сокращению штата соответствующих служб, что в свою очередь сократит расходы бюджета страны, который пополняется за счет налогоплательщиков.
  • На сегодняшний день транспортный налог собирается по всей стране в сумме, не превышающей пятидесятипроцентные прогнозы. Если же оплата будет включена в стоимость топлива – сборы будут уплачиваться в любом случае посредством оплаты непосредственно бензина.

Предварительное значение ставки по топливному сбору будет не более трех процентов от стоимости литра топлива. Для местных властей будет включена возможность увеличения этого значения до пяти процентов.

Минусом повышения стоимости бензина выступает и возможность увеличения цен на продукты нефтяного производства в целом, что повлечет повышение ценовых категорий зависящих от нефтеперерабатывающей промышленности сфер.

Но законодатели, предлагающие данное направление развития уповают на социальную справедливость и экономическую целесообразность проекта.

При всех положительных сторонах данного начинания замена транспортного налога сбором за топливо пока еще находится на стадии начинания. Не упускают из вида представители власти и то, что при непрекращающихся кризисных скачках увеличение цен на бензин и топливо в целом повлекут неконтролируемые скачки цен на прочие товары общего потребления.

Законопроект, уже внесенный на рассмотрение, пока не проходит основных инстанций и, что называется, «лежит на полке» в ожидании лучшего момента принятия и внедрения новой системы отношений с владельцами транспортных средств.

Еще одним моментом внедрения таковой системы сбора налогов за транспортные средства, включенных в стоимость топлива, было желание побудить владельцев транспортных средств обновить парк техники. Приобретение нового транспорта, соответствующего экологическим нормам и имеющим меньшие показатели расхода бензина, было не самой последней целью законодателей.

Подводя некий итог данной статье, можно смело сказать, что опыт зарубежных коллег может быть хорошей подоплекой к замене транспортного налога топливным сбором. Однако необходимо брать в расчет не только опыт коллег, но и учитывать современные реалии регионов и даже центра.

Замена налога на транспорт сборами, включенными в стоимость бензина, имеет как свои неоспоримые плюсы, так и заметные минусы, из-за которых данная инновация пока не внедрена в отношения между автовладельцами и налоговыми службами.

Дорожный налог в топливо

Один из видов налогов, который, как правило, устанавливается на продукцию массового потребления, называется акцизом . Акцизы представляют собой нечто схожее с таможенными платежами, однако распространяются на продукцию, реализуемую внутри страны, тогда как таможенные платежи предназначаются для продуктов, ввезенных из-за рубежа. Для государства подобные налоги являются одним из важных источников пополнения бюджета .

Товары, на которые распространяются акцизы, определены на законодательном уровне и перечислены в Налоговом кодексе РФ. Помимо таких известных подакцизных товаров как и табак, к данной категории относится и бензин. От акциза на топливо во многом зависит уровень цен на прочие продукты. Акцизы включены в стоимость товаров, поэтому изменение уровня этого налога в первую очередь ощущает конечный потребитель.

Однако, бензин, как и другие подакцизные товары, относится к той группе продукции, которую будут покупать вне зависимости от его стоимости.

Что облагается и кто должен платить

Согласно статьи 179 НК РФ , налогоплательщиками акциза признаются индивидуальные предприниматели и юридические лица. Кроме этого, налог за акциз обязаны уплачивать и другие лица, перемещающие подакцизные товары через границу ЕАЭС.

Что касается объектов налогообложения, то здесь стоит обратиться к статье 182 , которая приравнивает к ним следующие операции :

  1. Реализация на территории нашей страны товаров, которые признаются подакцизными. Примечательно, что под реализацией стоит понимать и безвозмездную передачу подобной продукции.
  2. Реализация конфискованной подакцизной продукции.
  3. Передача подакцизных товаров владельцам сырья, из которого эти товары были изготовлены, ровно как и другим лицам. К объектам налогообложения можно также отнести получение подакцизных товаров в счет оплаты услуг за их производство и передачу такой продукции для переработки.
  4. Передача в рамках предприятия изготовленных подакцизных товаров для дальнейшего производства товаров, неподлежащих обложению акцизами. Исключение составляет прямогонный бензин, который предназначается для дальнейшего использования в нефтехимической отрасли.
  5. Передача на территории нашей страны произведенных товаров, предназначающихся для собственных нужд, а также передача подобных предметов в или в качестве взносов. Передача товара при выходе лица из организации в качестве доли также является объектом обложения.
  6. Импорт на территорию РФ подобной продукции.
  7. Получение прямогонного бензина, а также оприходование его.

Основным нормативным актом, осуществляющим регулирование вопросов, связанных с подакцизными товарами, является Налоговый кодекс РФ, глава 22 «Акцизы». Этот документ определяет подакцизные товары, налогоплательщиков, объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговую базу.

Кроме этого, Налоговый кодекс описывает случаи, при которых налогоплательщики освобождаются от уплаты акциза, уточняет механизм начисления налога в тех или иных случаях, устанавливает условия, когда налогоплательщик может получить налоговый вычет в связи с реализацией подакцизных продуктов.

Глава 22 постоянно обновляется в соответствии с введенными поправками, что позволяет государству регулировать цены на продукты массового потребления и объем их реализации. Кроме этого изменения в действующие нормативно-правовые акты в силах пополнить бюджет государства.

Ставки и база

Налоговые ставки на подакцизные товары определяются статьей 193 НК РФ . Для того чтобы оценить размер ставок на последующие три года, рассмотрим следующую таблицу.

Каждый из подакцизных товаров имеет свои особенности при определении базы налогообложения:

  1. Если товар имеет твердую налоговую ставку, база определяется как объем реализованных товаров.
  2. Если имеет место процентная налоговая ставка, база определяется как стоимость реализованной продукции, без учета .
  3. Для товаров с комбинированными налоговыми ставками база определяется как объем товаров в натуральной форме при применении твердой ставки и расчетная стоимость товаров, исчисляемая по максимальным розничным ценам при процентной ставке.

Прибыль, которая получена организацией или предпринимателем, несвязанная с реализацией акцизных товаров, не должна включаться в налоговую базу. Если налогоплательщик получил в иностранной валюте, необходимо применить курсы ЦБ, которые действовали на момент реализации.

Порядок расчета

Для расчета акциза необходимо оперировать такими данными, как налоговая ставка за определенный период и база налогообложения. Определение налоговой базы при этом должно производиться отдельно для каждого из подакцизных товаров.

Сумма к уплате

Согласно актуальной редакции Налогового кодекса, в 2018 году ставка на бензин 5 класса равняется 11 213 рублей , тогда как ставка на бензин ниже пятого класса равна 13 100 . Такое отличие в цене отражает политику государства по стимулированию использования более экологичных видов топлива .

По какой формуле рассчитывается

∑Акцизов = База налогообложения * Ставка

Если рассматривать топливную продукцию, то согласно вышеприведенной таблице базой будет считаться реализованный объем, измеряемый в тоннах. Стоит отметить, что для того чтобы не допустить двойного налогообложения (при покупке сырья и реализации готовой топливной продукции), производители уменьшают размер акциза на соответствующую разницу. Однако в ряде случаев это сделать невозможно.

Примеры

В качестве первого примера возьмем предприятие, реализующее бензин марки АИ-92. Для производства топлива используется бензин класса ниже, а именно АИ-76, в который добавляются различные присадки. Партия сырья в размере 100 тонн была приобретена организацией в 2007 году, когда ставка была 2657 рублей за тонну.

При производстве 92 бензина предприятие получило 110 тонн топлива. Сумма акциза будет равна:

110 тонн * 13 100 = 1 441 000 рублей.

Однако стоит отметить, что эта суммы может быть уменьшена на сумму акциза, которая была уплачена им при покупке сырья:

100 тонн * 2657 = 265 700 рублей.

Как видно из примера, большая разница ставок для промежутка времени в 10 лет не позволит уменьшить цену для конечного потребителя.

Другой пример отразит ситуацию на топливном рынке, которая характеризуется отсутствием у одного из контрагентов лицензии на производство. Так, организация, производящее топливо и не имеющая на это специального разрешения, продает другой организации крупную партию 92 бензина. В результате реализации 100 тонн топлива производитель обязан заплатить в бюджет, учитывая, что сделка происходит в 2018 году:

100 тонн * 13 100 = 1 310 000 рублей.

В этом случае, в связи с отсутствием разрешительных документов изготовитель не вправе пользоваться налоговым вычетом, поэтому уплатит государству всю сумму целиком.

С помощью последнего примера можно показать, что конечным плательщиком акциза является рядовой потребитель. Условно имеем трех участников рынка: завод-изготовитель, оптовый продавец и розничная автозаправочная станция. Проследим путь 95 бензина от изготовителя к водителю, заправляющему свой автомобиль.

Предприятие, производящее топливо, реализует тонну 95 бензина оптовой организации. При этом сделка облагается налогом:

1 тонна * 11 213 = 11 213 рублей.

Такая же сумма акциза будет фигурировать и в сделке с розничной автозаправочной станцией. В конечном итоге сумму этого акциза розничный продавец включит в цену бензина за литр, который купит условный покупатель.

Нюансы реализации прямогонного бензина

Операции с прямогонным бензином обязывают уплачивать акциз как производителя, так и покупателя. Организации, которые имеют лицензию на производство и реализацию прямогонного бензина, руководствуются особыми правилами .

Если производитель прямогонного бензина имеет соответствующее свидетельство, а также может доказать, что топливо производится для использования в нефтехимической отрасли, он может получить налоговый вычет. При передаче бензина для дальнейшего производства, в рамках предприятия, уплачивать налог не нужно. В таких случаях, специализирующееся на производстве прямогонного бензина предприятие ставит в документации специальную отметку и освобождается от налоговых выплат.

Акцизы на бензин рассчитываются и выплачиваются в определенном порядке. Как уже отмечалось, обязанность по уплате акциза в итоге возлагается на конечного потребителя. В связи с этим на всех этапах реализации топлива, каждый из контрагентов обязан рассчитать сумму акциза и включить ее в стоимость продукта , тем самым передавая эту обязанность следующему звену цепи производитель-потребитель.

Сроки и отчетность

Налоговым периодом для акциза на бензин является календарный месяц. Если в прошедшем налоговом периоде возникла обязанность по уплате акциза, он должен быть перечислен в казну не позднее 25 числа текущего месяца .

Отчетность по акцизу на топливо должна подаваться в ФНС ежемесячно, причем последний день сдачи – 25 число месяца, следующего за отчетным. Форма декларации указана в Приказе ММВ-7-3/1@ от 12.01.16 . Кроме этого, данный приказ содержит и информацию о правильном заполнении и оформлении декларации.

Будет ли увеличен акциз на топливо в ближайшее время

Налоговый кодекс устанавливает ставки на топливо, судя по статье 193 в ближайшее время стоит ожидать повышения этого налога и, как следствие, увеличение цены бензина на заправках. С 2017 до 2019 года акцизы не вырастут для бензина ниже 5 класса, прямогонного бензина и авиационного керосина. Что касается бензина 5 класса и дизельного топлива, то до 2019 года акцизы заметно вырастут.

Аналитики подсчитали, что повышение налога позволит государству пополнить бюджет на 180 миллиардов рублей. В свою очередь рост цен на бензин не превысит инфляцию, которая ожидается на уровне 4%.

Дополнительная информация по акцизу на бензин представлена в данном видео.

Законопроект , который, по сути, предлагает включить транспортный налог в стоимость бензина, внесла на рассмотрение в Госдуму фракция ЛДПР. Депутаты считают, что такая схема более справедлива, так сумма налога будет зависеть от интенсивности использования автомобиля. Налогоплательщиками в этом случае становятся не автовладельцы, а продавцы автомобильного топлива.

Налоговая ставка будет устанавливаться региональными властями в размере 3–6%. Причем ставка может быть дифференцированной по разным маркам бензина и дизтоплива и в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Налог будет автоматически включаться в чек за топливо. Экологический транспорт - на альтернативных видах топлива - по этому законопроекту и вовсе будет освобожден от транспортного налога. Алексей Шумак

"Это самый правильный подход . Налог станет более разумным и справедливым: кто больше ездит, тот и будет больше платить", - говорит глава петербургской организации по защите прав автомобилистов "Свобода выбора" .

"Несмотря на то что прямой связи сейчас нет, в сознании автолюбителя транспортный налог - это деньги на дороги, за то, что мы их портим. Тот автомобилист, который больше катается, тот больше заправляется и больше платит. Это вполне разумно", - соглашается председатель комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов.

Кроме этого, такая система более удобна для автовладельца. "Сегодня мы платим налог одним платежом - всю сумму сразу, а так будем выплачивать как бы в кредит, небольшими частями. Это проще", - замечает он.

В первую очередь нововведению обрадуются владельцы мощных машин - внедорожников, американских авто, налог на которые сегодня довольно высок, отмечает Шумак. "Но надо понимать, насколько в итоге подорожает бензин и для всех прочих автомобилистов. Рост на 1,5 рубля за литр - это уже очень существенно", - говорит он.

И без включения налога , по мнению экспертов, цены на автомобильный бензин в России уже к лету могут взлететь. Так, в феврале автомобильное топливо подорожало повсеместно ().

Это уже не первая инициатива по организации в России "европейской" системы транспортного налога. Ранее правительство не поддерживало такие предложения. Напротив, региональным властям было дано право поднимать ставку транспортного налога в 10 раз, транспортный налог - существненая доходная часть бюджетов.

Предложение ЛДПР может вызвать нестыковки с законодательством и существенно усложнит собираемость налога, считает старший финансовый консультант юркомпании "Налоговик" Тамара Сударева.

"Транспортный налог принадлежит к числу региональных . Если он будет взиматься через розничных продавцов также, как НДС или акцизы, то это вызовет не только массу проблем у самих налогоплательщиков, но и у региональных властей, - говорит она. - Не так-то просто будет "вытащить" свою долю налога из выручки автозаправщиков. А если учесть, что многие перевозки осуществляются по междугородним и международным трассам, то придется еще придумать, как зачесть транспортный налог в бензине, приобретенном иностранцем – ведь он не должен платить транспортный налог.

Самое главное препятствие, по ее мнению, – это ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса, которая устанавливает следующее: "Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога".

"Шансы у законопроекта невелики ", - считает Алексей Шумак. "Не та партия предложила законопроект", - пошутил Александр Холодов, добавив, что сегодня в стоимости топлива и так большая налоговая база.

Противники новой системы отмечают , что нововведение больно ударит по владельцам недорогих отечественных машин. Эти автомобили потребляют много бензина, и платить им придется, как и владельцам дорогих внедорожников.

"Такие изменения, как и любая "уравниловка", могут ухудшить условия для самых малообеспеченных слоев, - замечает Тамара Сударева. - Множество россиян имеют автомобили, выпущенные 5, 10, а то и 20 лет назад. Двигатели таких авто активно сжигают топливо. И такие автомобили имеют в основном те граждане, которые не могут позволить себе приобрести современные машины – малообеспеченные граждане, пенсионеры, инвалиды. Они фактически могут не выдержать такой внезапной налоговой нагрузки и отказаться от эксплуатации своих автомобилей".

Ставка транспортного налога в Петербурге в 2010 году осталась на уровне прошлого года, за исключением маломощных автомобилей (до 100 л.с.). Более глобальное повышение отложили "до лучших времен".

Для автомобилей мощностью 100–150 л.с. ставка транспортного налога составляет 35 рублей за "лошадь", при мощности авто 150–200 л.с. - 50 рублей, 200–250 л.с. - 75 рублей, налоговая ставка для авто мощность до 100 л.с. в 2010 году была повышена на 2 рубля, до 24 рублей.

Доходы бюджета Петербурга от транспортного налога в прошлом году составили 5,082 млрд рублей. Что, например, на 1,5 млрд больше, чем поступления от земельного налога.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Налог на автомобиль будет существенно реконструирован в текущем году. Налогообложение автомобилей планируется приблизить к европейскому образцу, когда на первое место выходит социальная справедливость. Градация налога только от количества лошадиных сил в моторе существенно устарела, требует пересмотра вся система налогообложения транспорта, в частности, размер ставок и принципов взимания сбора. Именно поэтому уже несколько лет назад зазвучали идеи включить транспортный налог в цену бензина.

Как сегодня платится автоналог?

Налог является местным, соответственно, региональные власти вправе самостоятельно устанавливать предельные мощности автомобилей, величину ставки и перечень льготных категорий граждан. Не облагается налогом такой вид транспорта:

  • авто, мощность которых не более 100 лошадиных сил;
  • специальное оборудование;
  • транспорт инвалидов;
  • весельные лодки.

Размер ставки сегодня очень разный. Статья 361 НК устанавливает предельное ее значение - 200 рублей на одну лошадиную силу. Местными властями эта сумма может быть увеличена (уменьшена) в пять раз. Для наземного вида транспорта существенное значение при определении размера сбора имеет мощность двигателя (указывается в техпаспорте), а для водного - вместимость (тоннаж).

Инновацией именно 2015 года является использование при определении суммы налога экокласса авто и года его производства. Теперь те машины, возраст которых перевалил 10-летний рубеж, будут облагаться налогом и повышающим коэффициентом. На премиум-автомобили, стоимость которых исчисляется в десятках миллионов рублей, также будет начислен больший налог.

Расчет суммы, как и прежде, осуществляется не автовладельцем, а сотрудниками ФНС, на адрес регистрации приходит уведомление и квитанция, где указана сумма к оплате. Если владелец транспорта не согласен с ее размером, придется лично посетить налоговую инспекцию.

Уже в 2010 году звучали предложения о взимании транспортного налога с граждан по европейскому образцу, то есть, включением его в цену бензина. В принципе, есть рациональное зерно в этом предложении: платит только тот автовладелец, который ездит. Если машина стоит в гараже, платить вроде бы и не за что.

Для налоговых структур в этом также одни преимущества: осуществлять учет миллионов налогоплательщиков куда сложнее, нежели сотен ресурсопоставляющих предприятий (бензоколонок). Если в 2015 году будет включена в цену бензина сумма транспортного налога, продавец автоматически становится налогоплательщиком. Перечисление сбора полностью окажется на его плечах: отчетность, подача деклараций, контроль.

Включение транспортного налога в акциз на бензин приведет к повышению цены на топливо. Она вырастет в среднем на 30-50 копеек за литр. Скептики прогнозируют повышение на целых 13%. Кроме негативных моментов, есть и преимущества:

  1. Автовладельцы, которые мало эксплуатируют свое авто, больше не будут платить одинаковую сумму сбора с теми, кто ежедневно ездит по делам.
  2. Введение «акцизного налога» позволит значительно сократить аппарат сотрудников налоговых инстанций. А, поскольку данная сфера является бюджетной, сократятся де-факто расходы и налогоплательщиков.
  3. Льготы, работающие сегодня, будут сохранены. Те, кто раньше не уплачивал сбор или мог воспользоваться скидкой, будут приобретать топливо по сниженной стоимости.
  4. Сегодня налог собирается по регионам максимум на 50%, а если он будет в акцизе, все без исключения автовладельцы будут вынуждены оплачивать его, покупая топливо.

Предполагалось, что минимальной будет ставка в 3% от стоимости каждого литра топлива. Региональным властям разрешили бы увеличивать ее значение до 5%. Это, естественно, вызывает массу недовольства простых водителей. Более того, повышение стоимости нефтепродуктов может подтолкнуть повышение цен на продукты, лекарства и другие товары.

Зато в справедливости системы можно не сомневаться. К примеру, в отдельно взятом регионе есть энное количество стоящих на учете авто. Средства, которые выплачивают в бюджет их владельцы, расходуются на улучшение качества дорожного покрытия, ремонтные работы и прочие текущие нужды. С учетом большого количества льготников, которые также ездят по этим дорогам, сумма выходит далеко не заоблачной. Например, в Москве более 58% авто имеют мощность ниже 100 л. с., а, значит, их собственники не уплачивают сбор. За счет «оставшихся» автовладельцев и наполняется бюджет.

Ожидать ли введения топливного налога в 2015 году?

Вряд ли такое налогообложение, когда транспортный налог включен в стоимость бензина, начнет действовать в этом году. Законотворцы опасаются, что помимо начавшегося роста цен из-за кризиса повышение стоимости бензина (как следствие введения «акцизного налога») приведет к еще большему увеличению цен на повседневные товары. Потому не спешат одобрить законопроект, который уже несколько лет «висит» на рассмотрении.

Подоплекой создания законопроекта было желание обновления автопарка. Предполагалось, что автовладельцы вынуждены будут покупать новые экономичные модели машин. В идеале - электромобили. Они не загрязняют окружающую среду вовсе.

Предположительно, когда транспортный налог включат в стоимость бензина, сам сбор как таковой упразднится. Но, пока до этого еще далеко. Хотя опыт европейских стран, США показывает, что такое взимание сбора гораздо целесообразнее и экономически обосновано.

error: