Россиянам грозит резкое подорожание бензина. Почему дорожает бензин: версия Российского топливного союза На сколько рублей подорожал бензин

В Счётной палате считают, что с января правительству может потребоваться намного больше усилий для того, чтобы сдержать рост цен на топливо. С 1 января акцизы на бензин вырастут с 8,213 тыс. до 12,374 тыс. рублей за тонну, а на дизельное топливо - с 5,665 тыс. до 8,541 тыс. рублей за тонну. Этот шаг вызвал немало дискуссий среди автомобилистов, которые опасаются нового скачка цен. Весной этого года топливо резко подорожало. Чтобы сдержать рост цен, в правительстве предприняли целый ряд довольно жёстких мер. К примеру, отменили запланированное повышение акцизов с 1 июля. Более того, существующая ставка была снижена - на 3 тыс. рублей за тонну для бензина и 2 тыс. для дизельного топлива. В таком контексте грядущее повышение акциза уже не выглядит таким неожиданным.

- Резкого роста цен я бы не ждал: максимум на 1–2 рубля, - считает шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв. - Крупные производители нефтепродуктов опасаются, что если сильно повысят цены, то правительство пойдёт на куда более серьёзные регулирующие меры. Вплоть до установления обязательного потолка цен на бензин.

По его словам, обсуждался и вопрос введения более жёстких квот на продажу топлива именно для внутреннего рынка. Чтобы компании не гнали столько нефтепродуктов за рубеж, на экспорт, куда продавать намного выгоднее. Они получают от экспорта сверхприбыли. В Европе бензин в пересчёте стоит дороже 100 рублей за литр.

- И что, нам ждать, когда "рыночные условия" нас подравняют с европейскими ценами? Нет, ничего страшного не произойдёт, если на внутреннем рынке будут более жёсткие правила работы. Высокие цены на бензин подстёгивают инфляцию во всех других секторах экономики. Это делает выше накладные расходы, мешает более быстрому росту экономики России. Нефть и нефтепродукты должны регулироваться как национальное достояние, а не как частный бизнес. Свобода предпринимательства в таких сферах должна ограничиваться потребностями всего общества, остального бизнеса и граждан. И в этом отношении позиция правительства понятна, - говорит Пушкарёв.

Сейчас ситуация складывается таким образом, что рост цен сдерживает в основном госрегулирование. В противном случае бензин может подорожать до уровня западноевропейских стран. Как отмечает руководитель аналитического департамента Международного финансового центра Роман Блинов, если ориентироваться на европейские цены, то нужно готовиться как минимум к двукратному росту цен. Правда, в ближайшее время этого не произойдёт. По словам Блинова, глобального скачка цен мы не увидим. Но небольшое плавное повышение, скорее всего, будет. Размер повышения цен во многом будет зависеть от позиции правительства. Если цены на бензин будут формироваться исключительно по законам рынка, то нефтяные компании смогут ощутимо повысить цены.

- Акцизы составляют 15–25% в конечной стоимости бензина, - рассказывает старший аналитик ГК "Альпари" Роман Ткачук. - Ещё порядка 30–40% приходится на другие налоги - НДС, налог на прибыль, НДПИ в зависимости от сорта, заправки и ряда других факторов. Соответственно, увеличение акциза в 1,5 раза приведёт к росту затрат АЗС на 10%. Если компании традиционно переложат эти расходы на потребителей, а не пойдут на уменьшение своей маржи, то и бензин может подорожать на 10%.

За время новогодних каникул на российских АЗС начали расти цены на бензин. Как рассказали «Коммерсанту» участники рынка, стоимость топлива растет как на заправках крупных сетей, так и на независимых АЗС.

в западной части России и на Урале рост цен уже составил 65-80 копеек за литр, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области стоимость топлива выросла в среднем на 50-70 копеек. Также бензин подорожал в Татарстане, Воронежской, Свердловской, Самарской, Саратовской, Пензенской и Волгоградской областях.

В Башкирии бензин и дизтопливо выросли в стоимости на 65-80 коп. за литр. В Москве и области в среднем цены на дизельное топливо увеличились на 0,5% — до 46,84 руб. за литр. По данным Московской топливной ассоциации (МТА), бензин марки Аи-92 подорожал на 0,19% до 42,31 руб. за литр, Аи-95 вырос в цене на 0,2% до 45,99 руб.

В первый день после праздников выросли биржевые цены на бензин. По данным Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи , стоимость Аи-92 подскочила почти на 4%, а 95-й бензин подорожал на 5,9%.

До этого, в декабре, цены на бирже падали вслед за снижением нефтяных котировок .

Эксперты связывают нынешний рост цен на бензин с ростом НДС — с 18% до 20%. Кроме того, с 1 января увеличились акцизы на нефтепродукты. С начала года они выросли в 1,5 раза — до 12,3 тыс. руб. за тонну бензина и до 8,5 тыс. руб. за тонну дизельного топлива соответственно. В октябре вице-премьер договорился с нефтяниками о сдерживании цен на топливо на внутреннем рынке. Тогда было условлено, что после повышения НДС нефтяные компании смогут поднять цены на АЗС на 1,7%. Рост акцизов на топливо, как предполагалось, будет компенсирован введением демпфирующего механизма в рамках завершения налогового маневра в нефтяной отрасли.

Банк России ранее отмечал, что наиболее значительный рост акцизов в 2019 году ожидается на бензин и дизельное топливо. Но он не в полной мере будет перенесен в цены соответствующих видов топлива, считает ЦБ.

«В соответствии с соглашениями с правительством о стабилизации ситуации на топливном рынке крупнейшие нефтяные компании взяли на себя обязательства по поддержанию розничных цен на топливо до конца», — говорилось в материалах .

С 1 января по 1 февраля 2019 года темпы прироста розничных цен на нефтепродукты должны быть не выше 1,7%, в феврале-марте — соответствовать прогнозному среднегодовому уровню инфляции на 2019 год.

«В целом за 2019 г. моторное топливо в среднем подорожает не более чем на 4,6%», — прогнозирует Банк России.

Текущее повышение цен в самих нефтяных компаниях называют компенсацией за повышение налога.

«Еще в декабре всех предупреждали, что цены вырастут, никакого сюрприза тут нет,— сказал владелец сети АЗС «Калина Ойл» в Черноземье .— Если посмотреть на декабрьские цены , рост составил ровно 1,7% — копеечка к копеечке, как и говорил Козак. Мы пока свои цены не поднимали — и без того были выше других. Ближе к середине января решим, посмотрим, что на бирже будет происходить».

В конце 2018 года в ходе ежегодной пресс-конференции президент РФ отмечал, что рост цен на бензин в начале 2019 года из-за НДС не превысит 1-1,5%.

«Да, возможна какая-то корректировка, связанная с ростом НДС в начале января. Я не думаю, что она будет значительной — в районе 1-1,5%, не более того. А дальше правительство должно будет внимательно следить за тем, что происходит на внутреннем рынке, на мировом рынке. Надеюсь, что это будет работать и дальше, и правительство не допустит никаких скачков цен на нефтепродукты в следующем году », — сказал он.

Повышение НДС не является ключевым фактором повышения цен в рознице, отмечает аналитик Алор Брокер Алексей .

По факту мы сейчас наблюдаем коррекцию, своим существованием которая обязана тем, что правительство начало постепенно отпускать цены на топливо, которые были пусть и условно, но заморожены с конца весны 2018 года,

поясняет аналитик.

Сдерживание цен в 2018 году привело к существенным убыткам НПЗ и АЗС,

отмечает аналитик Vygon Consulting Анна Львова. Средняя маржа переработки в 2018 г. близка к нулю, а заправки в отдельные месяцы получали чистый убыток от торговли. Для упреждения подобных ситуаций с 2019 г. будет введен демпфирующий механизм, направленный на сглаживание оптовых цен при резких изменениях макропараметров. При высоких ценах на нефть он мог бы компенсировать до 95% убытков НПЗ, но при низких - он будет изымать их дополнительную прибыль от продаж на внутреннем рынке, поясняет эксперт.

Если нефтяные котировки будут сохраняться на уровне $60 за баррель в течение 2019 г., то без демпфера НПЗ и АЗС смогли бы компенсировать убытки, понесенные в 2018 г. Но с учетом нововведения заводы лишатся премий от продаж на внутреннем рынке и возможности возместить потери. В итоге, разработанный в условиях высоких нефтяных цен демпфирующий механизм сработает во вред при низких котировках, предупреждает Львова.

Надо понимать, что это лишь начало роста, подчеркивает Антонов. С учетом повышения НДС инфляция в целом уже имеет все основания для ускорения, с учетом, что с 1 января уже подняты акцизы на 3,7 тысячи рублей за тонну бензина и на 2,7 тысячи рублей за тонну дизеля, просто взять и отпустить цены на топливо значило бы поставить население в очень сложную ситуацию. Цены будут отпускать понемногу и постепенно, сглаживая последствия уже свершившихся событий, таких как повышение акциза и ставки НДС за счет субсидий участникам рынка, добавляет аналитик.

Стоит также отметить, что глава рассказал в интервью « » о новой системе контроля качества бензина, которая может появиться в России.

По его словам, в рамках новой системы, пилотный проект которой планируется запустить в Северо-Западном федеральном округе в первой половине 2019 года, эксперты будут отслеживать количественные и качественные характеристики бензина от нефтеперерабатывающего завода до бензобака. Таким образом планируется снизить число случаев подмешивания самодельного топлива к качественному продукту.

«Система прослеживаемости как раз и покажет, где произошло подмешивание — на нефтебазе, в ходе транспортировки или уже непосредственно в резервуарах АЗС», — сказал Мантуров.

Он подчеркнул, что выявление подобных случаев станет ключевым индикатором для контролеров, а также поводом для внеплановой проверки всей цепочки.

Цены на топливо во время каникул выросли на фоне повышения НДС. Стоит ли ждать роста в дальнейшем? Как чувствуют себя независимые АЗС?

Бензин в России подорожал из-за повышения НДС. В новогодние каникулы продавцы горючего стали повышать цены на бензин и дизтопливо на своих АЗС. По данным газеты «Коммерсантъ» , топливо дорожает в основном на заправках крупных нефтекомпаний, которые отыгрывают повышение НДС с 1 января до 20%.

На автозаправках «Лукойла» и «Башнефти» в Башкирии рост цен на бензин и дизельное топливо достигал 80 копеек. Бензин и дизель на АЗС Санкт-Петербурга и Ленинградской области подорожали с начала года на 50-70 копеек.

На Санкт-Петербургской бирже, где осуществляется оптовая продажа топлива, торги из-за новогодних праздников не проводились с 27 декабря. При этом с 1 января акцизы на бензин и дизельное топливо в России выросли в полтора раза.

То, что цена повысится, было предсказуемо, говорит президент Независимого топливного союза Павел Баженов .

— Текущий рост, который мы видим — это повышение цен на 1,7%. Это как раз повышение с целью отыграть рост НДС, прогнозируемый, планируемый рост. Об этом заявляли и регуляторы, и нефтяные компании как раз имеют на это разрешение — на такое повышение. В целом, предполагается, что рост в рамках политики сдерживания у нас будет на 1,7% в январе, что сейчас и происходит. Ну а дальше будут цены расти в соответствии с инфляцией. То есть где-то по году 6% равномерно. Но не будем забывать, что 31 марта у нас заканчивается соглашение о заморозке цен, и будет либо новое соглашение, либо цены отпустят. Здесь пока сложно понять, к чему это все приведет.

— По поводу независимых АЗС: очень многие просто закрывались. Сейчас как они вообще чувствуют себя? Держится такой тренд?

— Сейчас ситуация лучше. Проблема в том, что она недолгой, скорее всего, будет. Но перед новым годом у нас экспортная альтернатива стала менее привлекательной по отношению к ценам внутреннего рынка. Внутренний рынок стал премиальным. Соответственно, эта конъюнктура стала давить на оптовую цену внутри страны. Оптовые цены начали снижаться. Появилась маржинальность, которая позволяет работать более или менее рентабельно. Но это до того, как у нас повысились все основные налоги.

Некоторые эксперты прогнозируют, что после новогодних праздников независимые АЗС тоже повысят цены. В свою очередь, управляющий партнер компании «Петролеум трейдинг» Максим Дьяченко считает, что дальнейшего роста ждать не стоит.

Максим Дьяченко управляющий партнер компании «Петролеум трейдинг» «Оптовые цены очень сильно упали в декабре. Они сейчас немножко отыгрывают это падение, потому что внешний новостной фон улучшился. Цены на нефть семь дней подряд растут на фоне того, что договоренности Китая и Америки кажутся более достижимыми. Тем не менее, маржинальность АЗС сейчас достаточная, и она говорит о том, что, в принципе, всем участникам рынка и независимым нефтяным компаниям при текущих уровнях оптовых цен соблюдать эти соглашения проблемы не составит. Такого давления оптовых цен на розничные сейчас нет, поэтому предпосылок для роста цен в ближайшее время не видим. С января начал работать новый механизм обратного акциза. Как только он заработает фактически, а не только номинально, то есть когда заводы начнут получать возмещение акциза… предпосылок для роста в ближайшем будущем нет» .

Бензин Аи-92 в первый торговый день в этом году на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже дорожает примерно на 3%, Аи-95 — на 5%. Такими были показатели торгов на 13 часов по московскому времени. По словам участников торгов, такая динамика цен на бензин характерна для начала года и объясняется отложенным спросом.

Нефть дорожает - бензин дорожает.

Нефть дешевеет - бензин дорожает.

Бензин целеустремлённый.

Будь как бензин.

Шутки шутками, а происходящая вокруг бензина история и впрямь крайне интересна. Причём не только с чисто практической точки зрения - на сколько и когда он опять подорожает, но и как отражение того, что на самом деле происходит в России и российской экономике, - пишет аналитик Вадим Жартун, решивший выяснить, что же все же происходит с ценами на бензин.

Раскручивать этот клубок лучше с конца - с 2018 года, в котором цены на бензин прибавили сразу 11%. Разумеется, бензин дорожал и до этого (в 2014 92й стоил 29,45 а сейчас - 42,45) однако так резко и без видимых причин - никогда.

Ультиматум

Разумеется, правительство озаботилось ценой на бензин. Не потому, что очень сильно заботится о населении, конечно же, а потому, что, во-первых, ещё не отгремели протесты по поводу пенсионной реформы (за 9 месяцев в России прошло 2154 акции протеста, из них 46,5% - по поводу пенсионного возраста), и, во-вторых, такой резкий рост никак не соответствует официально заявленному уровню инфляции в 4% - холопы могут что-то заподозрить и возмутиться.

Что цены на бензин уже сейчас сдерживаются искусственно, видно по тому, что происходит с мелкооптовыми покупателями: скидки по топливным картам грузоперевозчиков отменяются , а оптовые цены в ряде случаев оказываются выше розничных.

К тому же, со следующего года повышается НДС на 2%, что автоматически приведёт к повышению цены как минимум на эту сумму. Кроме того, планировалось поднять акциз на бензин, но это теперь под вопросом.

В общем, правительство пошло к нефтяникам и вежливо поинтересовалось, в чём, собственно дело. Некоторые СМИ писали: «вице-премьер Дмитрий Козак пригрозил / дал указание / поставил ультиматум нефтяникам», но вы в эту чушь не верьте, пожалуйста.

Ни о каких ультиматумах и речи быть не может, а все эти громкие заявления - лишь дрянная комедия, которую ломают перед нами, чтобы скрыть то, что происходит на самом деле.

Нефтяники, разумеется, в два счёта объяснили правительству, что происходит. Во-первых, вы, господа чиновники, зажрались - в цене бензина только НДПИ, НДС и акциз составляют 55%, а вместе с остальными налогами - под 65%. Хотите дешёвый бензин - умерьте свои аппетиты и снизьте акцизы. Попробуйте тратить меньше на силовиков и не пытайтесь зачем-то сделать бюджет профицитным.

Во-вторых, вы заигрались в геополитику. В течение длительного времени курс рубля к доллару, как привязанный, следовал за котировкой барреля нефти. Поэтому стоимость барреля в рублях оставалась стабильной и плавно колебалась в интервале от 3000 до 4000. Сейчас, благодаря санкциям, рубль отвязался от нефти (то есть на самом деле просто обвалился относительно неё) и баррель стоит от 5000 до 6000 рублей. И если раньше в стоимости литра бензина нефть составляла около 8 рублей, то теперь - все 16 и прямо сейчас литр 92го должен стоить около 50 рублей.

Правительство промычало в ответ что-то невнятное, но акциз временно снизило - на 3 рубля, чего явно недостаточно, чтобы компенсировать рост себестоимости. Ещё 5 нужно было где-то взять. Просто так, из филантропических соображений, нефтяники эту дельту оплачивать из своего кармана, разумеется, не согласились.

Правительство тут же начало искать, за чей счёт это можно провернуть, если народ не желает платить больше, а нефтяники - получать меньше. Поискало и, как это ни странно, нашло.

На растерзание

За временное (до марта 2019 года) удержание цены на топливо правительство решило расплатиться с нефтяниками независимыми сетями АЗС - фактически поставить их в безвыходное положение и дать возможность крупным нефтяным компаниям заполучить за бесценок топливную розницу - 15 из 25 тысяч заправок по стране.

Как это делается: с июня 2018 года розничную цену топлива в АЗС зафиксировали, привязав к официальному уровню инфляции, и ограничив этим маржу независимых АЗС сверху. А буквально на днях правительство запретило трейдерам участвовать в биржевых торгах бензином - мол, это из-за них, спекулянтов проклятых, цены растут.

Не буду напоминать, как в СССР боролись со спекулянтами, и что из этого вышло. Здесь всё ещё хуже: наценка трейдера - сущие копейки, не сравнимые с жирным куском налогов, который забирает себе правительство. Зато трейдеры продают бензин независимым АЗС мелкими партиями и с отсрочкой платежа. И если до сих пор АЗС могла (условно) взять у трейдера один бензовоз топлива в месяц, продать его и рассчитаться, то теперь ей придётся идти к крупным НПЗ, которые скажут: бери железнодорожную цистерну и плати за неё сразу, да ещё и втридорога, потому что ты, в отличие от трейдера, мелкий покупатель.

Понятно, что для многих небольших сетей это смерти подобно - те, кто не сможет найти альтернативных поставщиков и оборотных средств, будут вынуждены закрываться.

В общем, в ближайшие полгода огромное число АЗС поменяет хозяев. Станет ли нам от этого лучше? Нет, разумеется. Рынок монополизируется и конкуренты уничтожаются не для того, чтобы раздавать населению бензин за бесценок, а для того, чтобы на этом зарабатывать. Поэтому когда передел АЗС закончится, цены снова пойдут вверх.

Суть налогового манёвра проста: сейчас правительство берёт пошлину только с экспортируемой за рубеж нефти, а хочет брать со всей добываемой, что теоретически позволило бы увеличить поступления в казну более чем вдвое, потому что 53% российской нефти потребляется на внутреннем рынке.

Поэтому в течение нескольких лет экспортная пошлина будет снижаться, а аналогичная ей по формуле и размеру ставка НДПИ - увеличиваться.

До сих пор экспортная пошлина помогала удерживать низкую стоимость нефти внутри страны. По сути, внутренняя цена на нефть равна биржевой котировке нефти Брент минус $1,5-3 скидки с барреля за более низкое качество нашей нефти, минус экспортная пошлина (примерно 9 рублей за кг) минус расходы на транспортировку (около 1 рубля за кг). Соответственно, если сейчас 1 кг нефти на международном рынке стоит 26 рублей, то на внутреннем - около 16 (но разброс цен очень велик).

Если прямо сейчас экспортную пошлину просто заменить на НДПИ, то нефть в России будет стоить 25 рублей, а бензин - 62 рубля. Чтобы этого не произошло, правительство планирует компенсировать эту разницу производителям бензина для внутреннего рынка с помощью отрицательного акциза.

Спрашивается, зачем было городить весь этот огород, если в итоге ничего не изменится? Изменится. И ответ на этот вопрос лежит где-то в области российских имперских амбиций и ностальгии по СССР.

Союз

Когда СССР рухнул, Россия всячески цеплялась за его разлетающиеся осколки, пытаясь связать их если не политически, то хотя бы экономически. В результате этих попыток родился Таможенный Союз России, Беларуси и Казахстана.

Помимо всего прочего, это означало, что Беларусь может покупать российскую нефть без экспортной пошлины, а затем продавать на Запад и класть разницу между ценой на внутреннем и внешнем рынках себе в карман. Разумеется, у России это регулярно вызывало неудовольствие и попытки хоть как-то прикрутить этот краник, вернув доходы в свою казну.

В ответ бацька Лукашенко так же регулярно делал большие глаза: «А как же союз? Мы же братья!» и шантажировал Россию повышением транзитных тарифов.

В общем, России нужно было выбирать: или платить за иллюзию наличия союзников, или разорвать этот союз. Однако вместо этого она решила пойти третьим путём - решить проблему унификации тарифов с помощью налогового манёвра.

Фактически, идея состояла в том, чтобы вернуть в Россию доходы от реэкспорта российской нефти, возникающий перекос в цене на топливо отрегулировать отрицательным акцизом, да ещё и настроить его таким образом, чтобы стимулировать развитие в стране современных нефтеперерабатывающих производств.

Сложность

Идея обобрать партнёров по союзу красива, спору нет. На бумаге. На практике всё несколько сложнее. Начнём с того, что сама по себе экспортная пошлина рассчитывалась относительно просто, по трём разным формулам в зависимости от средней стоимости нефти на мировом рынке.

При цене нефти от $182,5 за тонну ($24,9 за баррель) формула расчёта экспортной пошлины выглядит так:

ЭП = $29,2 + 30% * (Ц – $182,5)

Где Ц - средняя цена нефти.

Формула НДПИ оказалась с учётом налогового маневра уже вот такой:

НДПИ = 919 * Кц -

Сложно? Но это ещё не всё. Вы не забыли про акциз, который должен компенсировать повышение НДПИ? Вот его формула:

Анс = ((Цнефть * 7,3 - 182,5) * 0,3 + 29,2) * Р * Спю * Ккорр

По сути, это экспортная пошлина наизнанку. Р - средний курс рубля, Ккорр синхронизирует одновременный рост НДПИ и снижение экспортной пошлины, а Спю - самый важный коэффициент, который, собственно, определяет, каков будет размер компенсации и будет ли он вообще.

В расчёте этого коэффициента и начинается настоящий ад. Я насчитал как минимум 19(!) переменных, от которых он зависит.

Итого: если вы отечественный производитель нефтепродуктов, то для принятия управленческих решений вам нужно держать в голове три десятка коэффициентов, каждый из которых правительство может менять, когда пожелает.

И эта запредельно сложная система тонких настроек должна работать в условиях нестабильности, тотального непрофессионализма и коррупции? Серьёзно?!

Как только что-то изменится на рынке (очередные санкции, например) - систему начнёт лихорадить. Как только правительству понадобится больше денег и оно подкрутит пару коэффициентов - систему начнёт лихорадить. Как только какой-нибудь нефтяной олигарх решит, что ему нужна яхта побольше, и пролоббирует выгодные ему корректировки - систему начнёт лихорадить.

Проще говоря, её будет лихорадить всегда, от этого будет страдать вся отрасль и, в первую очередь, небольшие производители, которые не смогут пинком открыть дверь вице-премьера и заорать: «Что ты, скотина, опять натворил?! Возвращай всё назад к чёртовой матери!».

Простота

В России всего 32 крупных НПЗ, принадлежащих 16 компаниям. И для того, чтобы регулировать их акцизы, нужны 30 коэффициентов? Зачем?!

По хорошему, нужно предельно упростить формулу расчёта НДПИ, отказаться от дурацкой идеи с отрицательными акцизами и позволить цене на бензин прийти к европейскому уровню. По официальным данным доля бензина в потребительской корзине меньше 5% и повышение его стоимости можно было бы компенсировать населению снижением НДС или НДФЛ.

Да, по кому-то это ударило бы больнее, но в этом есть хоть какая-то справедливость - за бензин должны платить те, кто его использует. К тому же дорогой бензин будет стимулировать использование общественного транспорта и внедрение электромобилей, что полезно и для экологии, и для борьбы с пробками.

Однако простые решения - это для умных. Мы же продолжим громоздить друг на друга десятки коэффициентов, а когда они дадут сбой - грубо вмешиваться в рыночные механизмы, не разобравшись толком, как они работают, и только усугублять этим ситуацию.

Итоги

В результате налогового маневра игроки масштаба Роснефти получат сверхдоходы, а остальные - лишь проблемы. Рост цен на бензин с такой сложной системой в полной мере скомпенсировать не удастся, даже если правительство этого действительно захочет, поэтому на рынке вполне может периодически возникать дефицит бензина со всеми вытекающими последствиями.

Инвестиционные перспективы отрасли в условиях непредсказуемого налогообложения и перманентных санкций тоже довольно туманны. Какой смысл вкладываться в постройку или модернизацию НПЗ, если налоговая среда настолько нестабильна?

Единственное, что уже понятно - что вся эта налоговая фантасмагория не способна остановить рост цен на бензин, порождает нестабильность, грозит потенциальным дефицитом бензина, тормозит инвестиции и стимулирует коррупцию.

error: