Речевой материал для автоматизации ц. Постановка звука с. На автобусной остановке

| ч;ж;ш;щ;ц;х |

Используйте для развития речи скороговорки, загадки, пересказики (обучение пересказу), рассказы,сказки. Обучайте звуковому синтезу детишек с проблемами в произношении. Занятия со специалистом и компьютерными программами помогут ребенку улучшить память, внимание. Коррекционная работа с детьми предполагает преодоление у детей речевых и психофизических нарушений. Онлайн упражнения по логопедии () могут служить полезным пособием для логопедов, работающих с дошкольниками.

Приемы постановки звука С.

· Предложите малышу широко улыбнуться, оставив небольшое расстояние между зубами, язычок уприте в нижние зубы, пробуем произносить песенку льющейся водички: "С-с-с-с".

· Возьмите легкий пластиковый шарик, соорудите ворота. Сядьте за стол. Пусть малыш улыбнется, положит кончик язычка на нижнюю губку и, произнося букву "Ф", попробовать забить шарик. Проследите, чтобы кроха не закусил губу и не надувал щеки. Звук должен выходить по центру язычка.

Постановка звуков [С], [СЬ], [З], [ЗЬ].

1. КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ДЕФЕКТЫ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ?

Дефекты свистящих звуков встречаются у детей особенно часто. Сигматизмы (искаженное произношение свистящих) и парасигматизмы (замена свистящих звуков на другие: шипяшие, переднеязычные и т.д.) очень портят речь ребёнка.

Сигматизмы могут быть:

- губно-зубной сигматизм : свистящие [с], [с"] заменяются на звуки, близкий к [ф], [ф"]: «фабака» (собака), «фанка» (санки), «финий» (синий), «фено» (сено); звуки [з], [з"] – на звуки, напоминающие [в], [в"]: «вайка» (зайка), «вубы» (зубы), «вебра» (зебра), «велёный» (зелёный);

- межзубный сигматизм : кончик языка прокладывается между зубами, отчего слова со свистящими звуками приобретают «шепелявое» звучание;

- боковой сигматизм : боковой край языка или кончик языка при произнесении свистящих звуков оказывается между коренными зубами справа или слева, язык при этом «заваливается» набок, отсюда и название;

- носовой сигматизм : встречается при открытой ринолалии (расщепление твёрдого и мягкого нёба) и ринофонии (парез, паралич мягкого нёба), когда воздух при произнесении звуков идёт в носовую полость.

Парасигматизмы могут быть:

- призубный парасигматизм : замена звуков [с] - [с"] соответственно на [т] - [т"]: «танки» (санки), «том» (сом), ««тено» (сено), «тиний» (синий); замена звуков [з] - [з"] на [д] - [д"]: «двук» (звук), «дуб» (зуб), «Дина» (Зина), «дилёный» (зелёный);

- шипящий парасигматизм : звуки [с] - [с"] заменяются звуками [ш] или [щ]: «шанки», «щанки» (санки), «шушки», «щушки» (сушки); звуки [з] - [з"] на звуки [ж] или [ж"]: «жубы», «жюбы» (зубы), «жима» (зима), «жайка», «жяйка» (зайка).

- дефекты смягчения (замены по твёрдости – мягкости): это когда твёрдые звуки [с] - [з] произносятся соответственно, как парные [с"] - [з"]: «сюп» (суп), «сянки» (санки), «син» (сын), «зяйка» (зайка), «зюбы» (зубы), «кози» (козы). Или наоборот: «сыний» (синий), «сэно» (сено), «Сома» (Сёма), «зыма» (зима), «зылёный» (зелёный);

- замены по глухости – звонкости : звук [з] заменяется звуком [с], звук [з"] – звуком [с"] и наоборот: «субы» (зубы), «сима» (зима), «занки» (санки), «зено» (сено).

Подобные нарушения звукопроизношения могут привести не только к дислалии (нарушение звукопроизношения), но и к дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма).

2. КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ: [С], [С"], [З], [З"]

Для свистящих звуков очень важна форма языка, его положение в ротовой полости. В норме на [С], [СЬ, [З], [ЗЬ] широкий язычок кончиком упирается в основание передних нижних зубов. При этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Получается горочка с ложбинкой посередине.

У некоторых детей (особенно у тех, кто крепко дружил с соской!) язык плоский, со слабо выраженной ложбинкой. А ведь именно желобок направляет струю выдыхаемого воздуха на свистящих звуках в нужном направлении: строго посередине языка. Нет хорошо выраженного желобка – и ручеек воздуха расползается во все стороны. Кроме этого, язык ребёнка порой не может упереться кончиком в основание нижних резцов: он всё время соскальзывает. Ребёнок это даже не чувствует: по каким-то причинам потеряна чувствительность в кончике языка.

3. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С"], [З], [З"] ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ И ПРИЗУБНОМ ПАРАСИГМАТИЗМЕ

Начните работу над свистящими со звука [С]. Попробуйте, сидя с ребёнком перед зеркалом, «сконструировать» во рту «горочку» (упражнение «Горочка»). Хорошо, если удастся, а нет – придется призвать на помощь артикуляционную гимнастику и всевозможные сказочные истории (артикуляционные упражнения, «Сказочные истории из жизни Язычка» представлены на нашем сайте).

Самое время вспомнить о гномике Язычке. На этот раз он будет исполнять роль альпиниста. (Упражнение «Альпинист»: кончик языка «цепляется» за нижние резцы, спинка языка выгибается). Итак, нижние зубы – уступ скалы, на котором надо во что бы то ни стало удержаться! Ведь даже страшно подумать, что произойдет, если альпинист потеряет опору под ногами! (Взрослый считает, сколько секунд «альпинист» удержится на уступе: чем дольше, тем лучше). Конечно, контролировать точность движений придется с помощью зеркала. Ребёнок будет очень стараться: гномик Язычок не должен сорваться со скалы!

Чтобы кончик языка ребёнка не выскакивал за зубы (при межзубном сигматизме), научите малыша их сжимать, рассказывая вот такую историю, которая называется «Ручеёк» (Артикуляционное упражнение «Ручеёк»). «Жил-был ручеек. Очень неугомонный и говорливый. Он обрушивал целый водопад звуков. Только, вот беда, звуки получались не совсем правильными, они были какими-то шепелявыми, и разбрызгивались во все стороны. Никто не мог понять, о чем говорит ручеек. Чтобы голос ручейка стал чистым, пришлось построить плотину. Сожми зубки. Вот так. Замечательно! Улыбнись. Ручейку оставили маленькую щелочку между передними зубками, и он стал стекать холодной, ровной струйкой.» Длительно произнесите «С________», демонстрируя ребенку правильную артикуляцию звука [с]. Пусть малыш подставит свою ладошку под подбородок и убедится, что струйка воздуха холодная и узкая. А теперь попросите ребёнка организовать свой «ручеек». Это удастся не сразу. Самое главное, чтобы язык не высовывался между зубами и не мешал произнесению звука [С]. Если и на этот раз ничего не удастся, поможет спичка (без серной головки) и продолжение истории о говорливом ручейке. « Однажды проход ручейку загородило бревно. (Помещаете спичку одним концом между резцами малыша и просите удержать в таком положении. Язык – внизу ротовой полости и не высовывается!). Ручейку пришлось очень постараться, чтобы убрать преграду!» А теперь ребенок должен с силой произнести звук [С], направляя струйку воздуха точно на спичку. Она должна вылететь, как пробка из бутылки. Упражнение делается под строжайшим контролем взрослых, не дай бог, если спичка окажется в дыхательных путях крохи!

Ещё одно упражнение, которое поможет справиться с межзубным сигматизмом. Оно сказочное и очень забавное. Самое время вспомнить вместе с ребёнком о друге гномика Язычка – Котенке. Тот обожает играть с катушками. Зная об этом, Язычок сам часто превращается в забавную катушечку.

Упражнение «Катушечка ». Вновь возьмите зеркало. Кончик языка, как и в предыдущих упражнениях («Горочка », «Альпинист », «Ручеёк »), прижат к нижним резцам изнутри. Средняя часть языка круто выгибается и становится широкой, посередине - ложбинка. «Катушечка»-язык то выкатывается вперед, то отъезжает назад. И так – несколько раз. Самое главное, чтобы кончик языка был надежно закреплен за зубами.

Эти четыре упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеек», «Катушечка») необходимо выполнять, по меньшей мере, месяц. Мышцы языка должны окрепнуть, а движения приобрести точность и уверенность. Они помогут избавиться от межзубного сигматизма.

4. ПОСТАНОВКА СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С"], [З], [З"] ПРИ ГУБНО-ЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ

А если проблема у ребёнка не в языке, а в нижней губе, которая на свистящих звуках норовит соединиться с верхними зубами? И тогда «собака» превращается в «фабаку», «суп» в «фуп», «зайка» в «вайку», «забор» в «вабор». В этом случае, как вы помните, говорят о губно-зубном сигматизме. Но и с ним можно справиться. Стоит лишь призвать к послушанию нижнюю губку. Возьмите зеркало, продемонстрируйте голливудскую улыбку и, придерживая нижнюю губку малыша пальцем, попросите ребёнка со столь же ослепительной улыбкой длительно произнести звуки [С______], [С"______]. Получилось? Теперь уберите подпорку, и пусть ребенок повторит эти звуки снова. Что-то не так? Придется повторить все сначала… Раз за разом, пока не получится. Если и это не поможет, надо какое-то время учить ребёнка произвольно опускать нижнюю губку. Он должен ею легко управлять! Выполняйте те же артикуляционные упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка»), что при борьбе с межзубным сигматизмом (см. выше).

Наконец, все в порядке. Используйте для закрепления правильного произношения слоги: С___А, С___И, С___Ы, С___Э, С___У, С___И, С___Е, С___Ё, (Свистящие звуки [С], [С"]при этом произносятся длительно!) Здесь нижняя губа может вновь играть не по правилам! Ничего страшного, придется еще какое-то время попридержать ее.

5. ПРИЁМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИЗМАТИЗМЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С"], [З], [З"]

Если при произношении [С] - [С"] и [З] - [З"] слышится какое-то хлюпанье, можно с уверенностью говорить о боковом сигматизме. Теперь проблема заключена как в самом языке, так и в направлении воздушной струи. При боковом сигматизме она идет не посередине языка, а сползает либо влево, либо вправо, а может быть, и в обе стороны… Подобные отклонения от курса легко обнаружить, если приложить ладони к щекам ребёнка.

Очень часто боковой сигматизм свидетельствует о серьезных нарушениях: параличе или парезе в мышцах языка. Устранить этот дефект не так-то просто. Наверняка понадобится массаж и артикуляционная гимнастика (упражнения «Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка» и проч.). Самое главное – укрепить боковые края языка, заставить их подниматься, и направить воздушную струю посередине язычка. С первого раза это вряд ли удастся. Работу по исправлению начните с … наказания. Нет, не ребёнка, а язычка.

Поведайте ребенку, что гномик Язычок не отличается примерным поведением. А посему, его тоже приходится наказывать, шлепая губами: «пя-пя-пя-…» (Упражнение «Накажем непослушный язык »). Широкий расслабленный язычок при этом должен находиться между губами, не шевелиться и не съезжая вбок! Как ни странно, ребенок будет проделывать это упражнение с большим удовольствием! После воспитательной работы, язычок наверняка станет послушным. Самое время применить поощрение и поиграть с ним во что-нибудь интересное, например, в футбол. Сделайте на столе из двух кубиков импровизированные ворота, положите перед ребенком ватный шарик, и пусть гномик Язычок забивает в ворота голы («упражнение «Забьём гол в ворота»). Чем больше голов, тем лучше. Следите, чтобы язычок при выполнении упражнения лежал распластанным на нижней губе, а щеки ни в коем случае не раздувались! Не забудьте напомнить ребёнку и о том, что игра веселая, поэтому губки должны улыбаться.

Футбольный мяч.

Во дворе футбольный мяч

Целый день носился вскачь.

Вместе с нами он играл,

Но сучка не увидал.

Напоролся на него:

С_______________.

Нам жалко так его!

(Е.Г. Карельская)

С каким звуком сдулся мячик, должен показать ребёнок: «С_________» .

Мячик заклеили, а теперь его надо накачать. Покажите, как гномик Язычок, с помощью насоса, накачивает мяч. Правда, без помощи ребёнка, ему вряд ли справиться! Ребенок демонстрирует работу насоса, а заодно и тренируется в правильном произнесении звука [С] (упражнение «Насос »). Артикуляция должна быть четкой: губки улыбаются, кончик языка надёжно закреплён за нижними резцами, воздух выталкивается отрывисто: с-с-с-с … Язык должен быть абсолютно симметричным (не съезжать вбок!). Проделывая все это, ребенок научится направлять струю воздуха посередине язычка.

6. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ [С] и [З] МЯГКО, ИЛИ ЗАМЕНЯЕТ ИХ НА ШИПЯЩИЕ (шипящий парасигматизм)?

По-видимому, у ребёнка гипертонус в мышцах языка, кончик языка не упирается в нижние зубы, а оттягивается назад, вглубь рта, язык излишне приподнят. Гипертонус снимается с помощью расслабляющего массажа и артикуляционных упражнений («Блинчик», «Накажем непослушный язык», «Забьём гол в ворота»). Затем постановка свистящих звуков идёт так же, как при межзубном сигматизме (третий раздел этой статьи).

7. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [С] [С"]

а) в изолированном произнесении :

Следуя советам предыдущих разделов, вы с ребёнком уже преступили к автоматизации изолированного звука [С].

Теперь ребёнок исполнит «Песенку водички» (длительно произнесёт звук [С_____]), слушая вот такое стихотворение. (Вы читаете строчки, ребенок произносит звук [С]):

Капельки-сестрички

В море плещется волна.

Слышишь, как поет она?

«С_______________».

Эту песенку водички

Капли, дружные сестрички,

Напевают в тишине

Ветру, рыбкам и луне.

«С_______» - шуршат они песком,

Камешком на дне морском.

«С________» - дробятся о скалу,

«С_________» - стекают по стеклу.

«С________» - и спрятались в ракушку.

Мы ее приложим к ушку…

И услышишь снова ты

Шум прибоя, плеск волны:

«С_____________».

(Е.Г. Карельская)

(Надеемся, вы не забыли, что язычок малыша на звуке [С__] не должен высовываться между зубами, съезжать вбок?)

б) в слогах, словах и чистоговорках

Когда изолированно звук [С___] будет получаться идеально, закрепите успех на материале слогов, слов, чистоговорок и фраз:

СА-СО-СУ-СЫ-СЭ

СА: сам, сад, салат, Саня, сапог, сайка, самовар, самолет, сайра, сачок, сало, сабля

СО: сом, сон, сода, сок, соль, Соня, совы, сор, сотня, соты, соло, сочный, сорт

СУ: суп, сумка, сук, сучок, суд, суббота. сурок, судак, сушки, сучок, сума, суть

СЫ: сын, сыр, сыро, сыт, сытно, сыч, сынок, сырок и т.д.

АС: нас, ананас, квас, брасс, сейчас, час, класс, палас, Карабас Барабас, атлас

УС-ЮС: мусс, минус, автобус, крокус, фокус, укус, уксус, плюс, флюс

ИС: рис, мисс, кипарис, нарцисс, Парис, Борис

СА-СА-СА: В лесу бегает лиса. В саду летит оса. Светлая коса.

СО-СО-СО: У лисы колесо. В кино Софи Марсо.

СУ-СУ-СУ: Не боимся мы лису. Снег идёт в лесу. Наточил отец косу.

СЫ-СЫ-СЫ: Хвост пушистый у лисы. Плохо Соне без косы.

Са-са-са, са-са-са, - на столе у нас - оса.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы, - не боимся мы осы.

Су-су-су, су-су-су, - гнать не будем мы осу.

АС-АС-АС: У Сони ананас. Идём сегодня в класс. У нас свободный час.

ОС-ОС-ОС: Пёс ушиб свой нос. У Сени есть вопрос. Сеня в сени сено нёс.

УС-УС-УС: Это нитка бус. Знак поставим плюс. От осы – укус.

ИС-ИС-ИС: В миске сварим рис. В класс вошёл Борис. В саду цветёт нарцисс.

СИ-СИ-СИ СЕ-СЕ-СЕ СЁ-СЁ-СЁ

СЮ-СЮ-СЮ СЯ-СЯ-СЯ СЕ-СЮ-СЯ

СИ: сила, синий, силуэт, Сима, сильный, синь, синька, Сибирь, сирень

СЕ: сено, Сева, Сергей, Семён, север, серый, сел, семафор, селёдка

СЁ: сёмга, Сёма, весёлый

СИ-СИ-СИ: Сено в сеновал неси. Симе синьку принеси. Севу в гости пригласи.

СЕ-СЕ-СЕ: Песенку споём лисе. Синий бантик на косе. Спицы есть на колесе.

СЕ-СЕ-СЕ: Мы сироп дадим осе. В лес пошли сегодня все!

СЁ-СЁ-СЁ: Мы сказали Васе всё.

СЮ-СЮ-СЮ: Расплясались мы вовсю. Сено дали карасю.

Продолжайте в том же духе, подбирая новые слова со звуками [С] и [С"].

в) в скороговорках

У Сени и Сани сом с усами.

Сорок сорок съели сыра кусок.

В саду у Дуси утки и гуси.

Саня и Костя идут к Соне в гости.

Саня с невестой месят тесто.

Саня сено косит, а Соня сено носит.

Сеня во сне сидит на сосне.

У соседа – домоседа есть сосед – непоседа.

В миске у киски вкусные сосиски.

Испугали Люсю бабусины гуси.

У Фроси на подносе ананас и абрикосы.

Соня и Стас съели ананас.

Влас у Славы съел сало, а Назар сливки слизал.

У соседа домоседа есть сосед непоседа.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

г) в загадках

Если вместе все семь я,

Получается … (СЕМЬЯ).

Благоухает третий день

В саду персидская … (СИРЕНЬ).

Любит сало эта птица

Желтогрудая … (СИНИЦА).

К стрижу приполз усатый жук,

Просил скроить ему … (СЮРТУК).

Приглашает всех ребят

Урожай отведать … (САД).

Налетело много ос,

Береги, малыш, свой … (НОС).

Не боится он жары.

Он – любимец детворы,

Добродушен и умен

Лопоухий этот … (СЛОН).

По ночам она не спит,

Очень зорко вдаль глядит.

Словно тыква голова

Это – хищная … (СОВА).

(Загадки Е.Г. Карельской)

8. РАБОТА НАД ЗВУКАМИ [З] [З"]

Звуки [З], [ЗЬ] могут иметь тот же дефект, что и звуки [С], [С"]. Работать над ними надо аналогично. Разница лишь в том, что [З], [ЗЬ] – звонкие (при их произнесении есть голос, работают голосовые связки). Если ребёнок оглушает эти звуки (произносит их без голоса), надо рассказать сказку о голосе, который живёт в горлышке. Ребёнок кладёт руку на горло (своё или взрослого) и слушает история. На звуках [с] [с"] голос «спит» и снетки его домика не дрожат, а на звуках [з] [з"] голос просыпается и начинает петь и стены его домика дрожат, вибрируют. Продемонстрируйте это наглядно, произнеся по очереди сначала глухие, а затем звонкие свистящие звуки. Затем приступайте к закреплению звуков [з] [з"] в той же последовательности, что и звуков [С] [С"]. Единственное, что надо помнить, что звуки [з] [з"] в конце слов оглушаются и превращаются в звуки [с] [с"]

ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ

ЗА: зал, завод, заяц, зайка, забор, застава, заря, зачёт, зачем, заплата, загон, задача

ЗО: Зоя, Зося, Зосим, зов, зори, зорька, зоб, зомби, зорко, зоркий, золото

ЗУ: зуб, зубы, зуммер, зубр

Отработав слоги и слова, берите предложения, чистоговорки и стихи, изобилующие звуками [З], [ЗЬ].

За-за-за, за-за-за,

За Зиной гонится коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу,

Поместим в загон козу.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы,

Колокольчик у козы.

Зе-зе-зе, зе-зе-зе,

Сено мы дадим козе.

У Зои и Зины бузина в корзине.

У зайка Бубы разболелись зубы.

Звала Зося зайку в гости.

Идет Назар на базар, купит козу Назар.

Зоя зайкина хозяйка, только зайка тот зазнайка.

В зоопарке обезьяны, змеи, зубры и фазаны.

У Зои мимозы, а Зины розы.

Звонко зазвенел звонок, зовёт Зою на урок.

Роза мёрзнет от мороза.

Зина в магазине забыла корзину.

В магазине купили Зине корзину.

Постановка звуков и их автоматизацияя

Исправление нарушений произношения звука /С/

Комплекс упражнений: «Улыбка», «Лопатка», «Катушка», «Чистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье».

Исправление межзубного сигматизма.

а). Ребенку предлагается выполнить упражнение «Катушка»;гда ребенок научится выполнять хорошо это упражнение, предлагается «Катушку» убрать в глубь рта, но кончик языка удерживать на месте - за нижними зубами. Посередине языка логопед кладет спичку и просит тихо подуть, чтобы воздушная струя проходила посередине языка. Затем спичка убирается. Произносится звук /С/. Если все-таки дефект сохраняется, рекомендуется какое-то время проговаривать слоги, затем слова со спичкой посередине языка или с закрытыми зубами.

б). Если ребенок не удерживает язык за нижними зубами, логопед удерживает его следующим образом: заносим в рот согнутую спичку, один конец которой располагается к корням нижних зубов, а другой удерживает логопед. Ребенка просим достать кончиком языка край спички и в таком положении произносить звук /С/.

в). Если долго не удается научить удерживать язык за нижними резцами, учим ребенка произносить звук /С/ с закрытыми зубами.

Исправление шипящего сигматизма.

Сначала ребенку предлагается различить правильное и неправильное звучание звука /С/ (свист – шипение). Затем перед зеркалом показываются различия между правильной и дефектной артикуляцией. Дополнительно используются кинестетические ощущения, изображая артикуляцию с помощью кистей рук. Добившись правильной артикуляции, включается выдох, дается возможность ощутить холодную струю выдыхаемого воздуха.

Можно временно использовать межзубную артикуляцию звука /С/. В дальнейшем необходимо перейти к нормальному зубному произношению со сжатыми зубами, как это делается при исправлении межзубного сигматизма (вариант в).

Исправление бокового сигматизма.

Считаю, что это один из самых стойких дефектов, и без массажа во рту и физиолечения положительного результата добиться трудно.

После курса массажа логопед (дефектолог) может приступить к выполнению тех упражнений, которые не получались у ребенка (например, « Дудочка», «Чашечка» и т. д.) то есть добиваемся образования «желобка» по средней линии языка.

В качестве базы используется звук /Т/. Звук /Т/ произносится с некоторым придыханием. Наличие придыхания контролируется при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки.

На следующем этапе работы ребенку предлагается опустить кончик языка за нижние резцы. Зубы сжимается и произносится звук, близкий к /Ц/, в составе которого слышатся звуки /Т/ и /С/.

Постепенно в ходе упражнений звук /С/ удлиняется, а затем – отделяется. После чего ребенку объясняется, что это правильно произносимый звук /С/.

Постановка звука /С/ от звука /И/.

Этот способ я применяю чаще всего. Ребенка просят выполнить упражнение «Улыбка», затем приоткрыть рот и произнести звук /И/. В это время обращаем его внимание на положение языка (лежит в полости рта, кончик - за нижними резцами). Просим ребенка несколько раз произнести /И/, затем, удерживая язык в этом же положении, произнести /С/.

Краткая аннотация: индивидуальное логопедическое занятие «Игры со свистелочками» Автоматизация свистящих звуков [с], [з], [ц] в словах и словосочетаниях составлено учителем – логопедом Шимонюк К.В. для детей старшего возраста с ОНР и направлено на автоматизацию поставленных звуков[с], [з], [ц] в словах и словосочетаниях. Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Речевой материал, используемые в ходе занятия, способствуют развитию у детей слухового внимания, фонетического слуха, закреплению звука в речи. Структура построения занятия позволяет влиять на детскую мотивацию, на развитие интереса у детей. Конспект адресован учителям-логопедам, воспитателям ДОУ и родителям.

Конспект индивидуального занятия по теме: «Игры со свистелочками».

Автоматизация свистящих звуков [с], [з], [ц] в словах и словосочетаниях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Учить правильно и четко произносить звуки [с],[з] в словах и словосочетаниях;
  2. Учить различать звуки [з] и [ж] в словах;
  3. Учить правильно и четко произносить звук [ц] в словах и словосочетаниях.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику;
  2. Развивать внимание и память;
  3. Развивать фонематический слух;

Коррекционно-воспитательные :

  1. Воспитывать усидчивость;
  2. Воспитывать желание выполнить задание до конца.

Оборудование :

  • листочки с картинками со звуком [с], предметные картинки со звуком [з], изображение санок из счетных палочек, листочки с картинками со звуками [з] и [ж], картинки божьих коровок, изображение козы с козлятами, предметные картинки со звуом [ц].

Ход занятия:

I.​ Орг. момент.

II.​ Основная часть.

1.​ Автоматизация звука [с] в словосочетаниях.

Речевая инструкция: К нам прилетели волшебные листочки. Назовите, что на них изображено. Например: лист с капустой. (Лист с санками, лист с собакой, лист с ананасом, лист с сомом, лист с носком, лист с соком, лист с кактусом, лист с совой). Хорошо!

2.​ Игра «Логическое лото» (автоматизация звука [с] в словах и словосочетаниях, развитие памяти).

Логопед выкладывает картинки в ряд: солдат, носок, санки, самокат, салат, стакан, стул.

Речевая инструкция: Сейчас мы поиграем в игру «Подбери пару». Я буду показывать тебе картинки, а ты будешь говорить, к чему они подходят. Например, каска подходит к солдату. Положи каску рядом с картинкой, на которой изображен солдат. Оставшиеся картинки: носок, снежинка, колесо, капуста, сок, стол.

А теперь вспомни, какие картинки лежат снизу. Молодец!

3.​ Развитие мелкой моторики.

Речевая инструкция: Давай немного отдохнем. Посмотри на картинку, Что на ней изображено? (Правильно, санки). Собери такие же санки из счетных палочек. Сколько палочек нам понадобилось?

4.​ Игра «Божьи коровки» (дифференциация звуков [з] — [ж] в словах).

Логопед раскладывает на столе цветы, на которых изображены картинки со звуками [з] — [ж] «медуза, ваза, желуди, коза, жаба, гнездо, ножи, зонт, пижама, жук»

Речевая инструкция: Посади божьих коровок на те цветы с картинками, в названии которых есть звук [з]. А теперь, повтори их красиво!

5.​ Автоматизация звука [з] в словосочетаниях.

А сейчас слушай меня внимательно и повторяй за мной:

  • знойный день,
  • золотой зуб,
  • знатный музыкант,
  • знакомое здание,
  • заточенное лезвие,
  • знакомое название.

6.​ Игра «Коза-Егоза» (автоматизация звука [з] в чистоговорках).

Речевая инструкция: Посмотри, кто к нам пришел. Это коза-Егоза с козлятами. Давай расскажем про них стихотворение. Повторяй за мной:

  • за-за-за – вот забавная коза,
  • зы-зы-зы – есть козленок у козы,
  • зу-зу-зу – заведу в загон козу,
  • за-за-за- это Зоина коза,
  • за-за-за – коза – Егоза.

Теперь я буду называть начало строчки, а ты говори конец.

7.​ Игра «Жадина» (автоматизация звука [ц] в словах).

Речевая инструкция: Представь, что ты жадина. Бери картинки и говори так: моя цапля. Картинки: «пуговица, луковицы, кольцо, зайцы, заяц, луковица, кольца, цапли, пуговицы».

8.​ Автоматизация звука [ц] в словосочетаниях.

Речевая инструкция: Слушай меня внимательно и повторяй за мной:

  • целое яйцо,
  • цветные пуговицы,
  • пыльца цветка,
  • цыганское кольцо,
  • цветные бубенцы,
  • сладкие леденцы

III.​ Заключительная часть.

Итог занятия: Что мы делали на занятии? С какими звуками играли? Что тебе больше всего понравилось на занятии?

Шимонюк К.В.,
учитель-логопед

Речевой материал для автоматизации звуков С, З, Ц

(слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)


Учитель-логопед

Чуприкова Н.В.

Слова

Задание 1. Чётко произносить слова со звуком С(с ударением на слоге).

Сабля, Савва, сад, садик, сайка, сайра, сакля, сальто, сало, сам, сами, самбо, сани, санки, соболь, совы, сода, сойка, сок, соки, сокол, соло, соль, Соня, сом, сон, сопка, сор, сотня суд, суп, сук, сумка, судно, сумма, сумерки, сутки, сухо, барсук, досуг, косуля, несу, пасу.

Задание 2. Чётко произносить слова(с ударением на слоге).

Саня, сахар, гусак, досада, касатка, коса, колбаса, краса, кусать, леса, лиса, насадка, небеса, оса, соты, соя, босой, брусок, висок, волосок, высокий, голосок, колосок, колесо, кусок, лесок, сын, весы, сыр, сыт, сыпать, усы, носы.

Задание 3. Чётко произносить слова(с ударением на слоге).

Осада, писатель, писать, полоса, полосатый, посадка, роса, усатый, фасад, носок, осока, песок, поясок, фасоль, фасон, посуда, плясун, рисунок, рисую, путассу, косынка, посылка, сыпь, басы, босые, сыро, сырники, сытый, сыворотка.

Задание 4. Чётко произносить слова(без ударением на слоге).

Сады, садовник, садовод, санаторий, салат, салон, салют, салфетка, самокат, самоходка, собака, сова, совет, солонка, соленый, соловей, солома, мясо, сынок, сырой, сырок, сыта, бусы, осы, косы, волосы, фокусы, матросы, рельсы.

Задание 5. Чётко произносить слова(без ударения на слоге).

Самовар, самолёт, сандалии, санитар, сапёр, сапог, сарай, сарафан, сатин, касса, масса, колёса, кулиса, клякса, плакса, суббота, сувенир, сугроб, судак, судьба, сукно, сундук, сурок, сухой, суфле, вынесу, насыпь, насыпать, выписывать.

Задание 6. Чётко произносить слова со стечением согласных.

Сват, свая, свалка, свалить, сварка, сварить, свобода, свод, сводка, свой, присвоить, небосвод.

Скала, скалка, скакалка, скакать, скат, скатать, скакун, скатерть, скамья, скамейка, скок, скот, скобка, сколько, скоро, сковородка, скороварка, скорлупа, скука, скула.

Слава, славно, слабый, сладкий, слово, слог, слой, слон, словно, слух, случай.

Задание 7. Четко произносить слова с двумя звуками[с].

Космос, мастерская, насос, несносный, пылесос, саксаул, саксофон, самосвал, смолистый, соска, сосны, солист, состав, сосуд, сосулька, составить, состояние, соус, соусник, спасатель, способ, спросонок, спуск, стамеска, страус, строительство, супостат, суслик, суффикс, сфинкс, уксус, «Вискас», Стас, скунс, статус, аспарагус, государство, лесосплав, Станислав.

Задание 8. Чётко произносить слова со звуком З(с ударением на слоге)

Зал, залп, зайка, запад, запах, завтра, казак, коза, глаза, гроза, фазан, лизать, влезать, показать, наказать, приказать, указать, мозаика, язык, возы, тазы, пузырь, зыбь, зонтик, горизонт, глазок, озон, позор, разок, разор, мозоль, комбинезон.

Задание 9. Чётко произносить слова(с ударением на слоге)

Замок, стрекоза, егоза, азарт, базар, зоб, зов, Зоя, зона, узор, возок, бизон, газон, дозор, Трезор, зоркий, зори, зорька, золото, зубы, зуд, везу, козу, внизу, ползу, грызу, мазут, разутый, разумный, зубр, грызун, мазурка.

Задание 10. Чётко произносить слова(без ударения на слоге)

База, ваза, роза, Лиза, блуза, поза, польза, берёза, заря, завод, закон, забор, загар, закат, замок, забава, забота, забыть, затея, загадка, мазать, заболеть, незабудки, мимоза, линза, кукуруза, вазу, розу, книзу, разум, базы, вазы, вязы, газы, козы, грозы, грузы, берёзы, арбузы, мимозы.

Задание 11. Чётко произносить слова(без ударения на слоге)

Фраза, бронза, проза, гильза, виза, алмазы, карнизы, заряд, зарядка, загон, задание, заколка, залив, занятие, запятая, медуза, лозунг, зубок, зубной, зубило, морозы, водолазы, музыка, козырёк, позы, пузырёк, называть, показывать, обозы.

Задание 12. Чётко произносить слова со звуком Ц.

Бац, клёцки, блиц, боец, борец, варенец, венец, гонец, конец, певец, отец, рубец, глупец, дворец, удалец, хитрец, холодец, боцман, лоцман, огурец, пловец, беглец, кузнец, леденец, молодец, мудрец, наконец, продавец, заяц, горец, палец, перец, танец, ранец, тунец, тунеядец, братец, колодец, мизинец, индеец, китаец, птенец, зверинец, купец, храбрец, пехотинец.

Задание 13. Чётко произносить слова(с ударением на слоге).

Овца, цапля, пыльца, царь, мерцать, цып-цып, цыган, отцы, бойцы, концы, пловцы, певцы, борцы, огурцы, дворцы, гонцы, цех, цель, цепь, цедра, центр, цепкий, оценка, целый, акцент, офицер, концерт, доцент.

Задание 14. Чётко произносить слова(с ударением на слоге).

Лицо, яйцо, кольцо, цокать, цоколь, деревцо, танцор, крыльцо, молодцы, кузнецы, продавцы, птенцы, цирк, цифра, медицина, вакцина, гиацинт, цыпки, пинцет, рецепт, цены.

Задание 15. Чётко произносить слова(без ударения на слоге).

Яйца, улица, мельница, водица, певица, теплица, граница, больница, рукавица, курица, кольца, пятница, умница, конница, кузница, луковица, пуговица, царапина, околица, птица, цемент, цена, цепной, полотенце, оконце, мыльце, донце, пяльцы, блюдце, платьице.

Словосочетания


Задание 16. Чётко произносить словосочетания со звуком С.

сани у Сани соленая треска

усатый сом густой лес

лесная сова постная колбаса

быстрые самолеты ананасное суфле


суп с салом высокая сосна

сытный суп сытая собака

высокий мост сломанный сук

сосновая смола наваристый суп

ствол сосны пустой стакан

Задание 17. Чётко произносить словосочетания.

красная редиска вкусный салат


пустой автобус сухая солома

густой кустарник красные сандалии

солист ансамбля старый судья


сырой песок соленое сало

парусный спорт масса советов

солёная капуста соленое масло

спелый абрикос смолистая сосна

миска с рисом

пёстрая собака


Задание 18. Чётко произносить словосочетания со звуком З.

полезная кукуруза звуки мазурки


загадочный замок безумная затея

знакомая ваза

забавный зайка

розовые розы

забытая забава

золотые зубы

бронзовый загар


Задание 19. Чётко произносить словосочетания со звуком Ц. целое яйцо ценное кольцо птенцы птицы цементный цоколь цветная циновка цветное полотенце целый огурец цветные кольца цветная пыльца цветной ситец ценная вакцина цепная реакция


Предложения

Задание 20. Четко произносить предложения со звуком С.

Саня идет в сад. У Саньки новенькие санки.


В саду оса. Саня едет на санях.

У самого носа оса. Саня видел салют.

Оса полосатая. Саня сам надевает сапоги.

Высоко в небе самолет. Садовник посадил сад.

Саня и Соня летят на самолете. Бориса покусала собака.

Самолет идет на посадку. Собаке дали кусок мяса.

Саня и Соня выходят из самолета. Собака своих не кусает.

Сане купят новый самокат. На соломе спит собака.

У Сани сани едут сами. У Сони коса до самого пояса.

Задание 21.

Дайте Сане сок и ананаса кусок.


Соня кусает сахар.

В сотах мёд.

Песок в совке.

Соль в солонке.

Сонный сом на дне.

Соня, купи маме соды.

Самолет летит высоко над лесом.

Соня спала на соломе.

Суп несут в судке.

Саня и Соня несут сумку.

В сумке сок, сахар и сыр.

Соне налили супу.

Соня видит осу.

Суп солите сами по вкусу.

На обед салат, суп и мясо.

В саду сухой песок.


Несут ёлку из лесу.

Сосулька упала в снег.

Высоко на суку сова.

Задание 22. Четко произносить предложения.

В субботу Соне купят посуду.

Алиса моет посуду.

Соня рисует самолет.

На ёлке сухой сук.


В сумке судак.

В лесу лиса.

В лесу высокие сосны.

У сома усы.

У осы усы.

В саду осы.

Сане купили весы.

У тёти Вассы новые бусы.

У Сони косынка.

У Сони посылка, в ней бусы и косынка.

В посылке сыр, колбаса, сахар.

Я несу в сумке кусок сыра.

У Сони две косы.


У Сони русые косы.

У Сони густые волосы.

У Сани полосатые носки.

Задание 23. Чётко произносить предложения со звуком З.

У Лизы мимоза. Лиза моет вазу в тазу.

У Зои замок. Зоя заболела.

На заводе загудел гудок.

Зоя забыла закрыть замок.

Налей в вазу воды, а то розы завянут.

Зоя под берёзой поймала стрекозу.

На возах везут арбузы.

Лиза залезла на забор.

Зоя разбила вазу.

У Зои болят зубы.

Зоя знает азбуку.

Зоя работает на воздухе.

Воздух полезен для здоровья.

В здоровом теле здоровый дух.

Коза привязана к забору.

Зоя забыла зонт у Лизы.

На небе заалела заря.

Зоя и Лиза знают много загадок.

Задание 24.

Лиза загадывает загадки Зое.

Из кузова в кузов бросают арбузы.

Лиза умеет вязать.

Детям загадывают загадки.


Захар идёт на завод.

Зое купят зайку и мозаику.

На окне ваза с незабудками.

Дом закрыт на замок.

Роза завяла.

Зою зовут домой.

У Лизы в ноге две занозы.

В зоопарке Назар видел зубра.

Зою никогда не наказывают.

Зоя любит музыку.

На здании знамя.

Дрозды вьют гнёзда.

Звонко звонит звонок.

Никогда не опаздывай на занятия.

У Зои много знакомых детей.

У Лизы заболели глаза.


Задание 25. Чётко произносить предложения со звуком Ц.

Ваня поит овец. У Тани отец - пехотинец.

У Кати леденец. На цепи Цибик.


В кустах заяц. В конце деревни кузница.

Вова - хороший пловец. Бойцы охраняют границы.

Колодец глубокий. У Вовы на пальце царапина.

Мой дядя - кузнец. В колодце холодная водица.

Продавец подал перец. В мешке огурцы и луковицы.

Я порезал мизинец. Ходят по улице мокрые курицы.

Зиме конец, летит скворец. К колодцу пришли овцы.


У Нины огурец.

Задание 26. Чётко произносить предложения.

По улице едет конница.


В цирке мы видели медведицу.

Курица снесла яйцо.

Цепь ковал кузнец.

Я потерял пуговицу.

Продавец принёс огурцы.

Утёнок не боится окунуться в водицу.

Не поётся птице, когда она в темнице.

Цветёт акация.

В цветнике цветут цветы.

На улице больница.

Цыплята клюют яйцо.

На блюдце леденцы.

У мамы на пальце кольцо.

Певец поёт на концерте.

В пятницу в детском саду будут танцы.

Чистоговорки

Задание 27. Чётко произносить чистоговорки со звуком С.

Са-са-са - в лесу бегает лиса. Су-су-су - было холодно в лесу.


Со-со-со - у Сони колесо. Сы-сы-сы - не боимся мы осы.

Су-су-су - ягоды в лесу. Сы-сы-сы - у Сани бусы.

Су-су-су - обед на стол несу. Сы-сы-сы - у сома усы.

Су-су-су - в лесу видели лису. Сы-сы-сы - тикают часы.

Су-су-су - мы видели осу. Сы-сы-сы - подарили мне весы.

Су-су-су - заплети косу.

Задание 28.

Ас-ас-ас - масло, паста, ананас.

Ас-ас-ас - у нас дома ананас

Ис-ис-ис - кипарис, Борис, ирис.

Ас-ас-ас - свет в окне погас

Ос-ос-ос - нос, колос, абрикос.

Ас-ас-ас - продаётся квас

Ус-ус-ус - вкус, автобус, карапуз.

Ас-ас-ас - идём мы в первый класс

Аска-аска-аска - ласка, маска, каска.

Ос-ос-ос - в саду много ос

Ас-ас-ас - у нас дома квас

Ос-ос-ос - на палубе матрос.

Ас-ас-ас - Соня пьёт квас

Задание 29. Чётко произносить чистоговорки со звуком З.

За-за-за - у Зои коза.

За-за-за - у Кати карие глаза.

За-за-за - зал, завод, забор, глаза.

За-за-за - отказали тормоза.

Зы-зы-зы - розы, вазы и тазы.

За-за-за - улетела стрекоза.

За-за-за - здесь привязана коза.

За-за-за - уходи домой, коза.

За-за-за - залезает в сад коза.

Зу-зу-зу - мы поймали стрекозу.

За-за-за - надвигается гроза.

Зу-зу-зу - Вова на возу.

Зу-зу-зу - ручеёк течёт внизу.

Задание 30. Чётко произносить чистоговорки со звуком Ц.

Ец-ец-ец - Вова - молодец.

Цу-цу-цу - мы едем по кольцу.

Иц-иц-иц - для уколов нужен шприц.

Цу-цу-цу - дали комнату певцу.

Ца-ца-ца - цапля, улица, пыльца.

Цу-цу-цу - напиши письмо отцу.

Ца-ца-ца - магазин без продавца.

Цы-цы-цы - зайцы, мельницы, птенцы.

Цо-цо-цо - мы выходим на крыльцо.

Цы-цы-цы - мы помыли огурцы.

Цо-цо-цо - знакомое лицо.

Задание 31. Чётко произносить чистоговорки.

Ец-ец-ец - сидит в гнезде птенец.

Цу-цу-цу - киска тянется к яйцу.

Иц-иц-иц - много в городе больниц.

Цы-цы-цы - мы хорошие певцы.

Ца-ца-ца - это комната отца.

Цы-цы-цы - помойте огурцы.

Ца-ца-ца - мы встретили бойца.

Цы-цы-цы - летят на юг скворцы.

Цо-цо-цо - снесла курица яйцо.

Це-це-це - отдыхаем на крыльце.

Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.

Це-це-це - много зёрен в огурце.

Задание 32 .Придумай предложения по картинкам.


Задание 33 .Найди на картинке,как можно больше предметов со звуком С.


Задание 34 .Раскрась картинку,отыщи как можно больше предметов,в названии которых естьзвуки З и Ц.


Раскраска

Стихи для заучивания

Звук С

Гусаки

Идут леском

Гусак за гусаком.

Смотрит свысока

Гусак на гусака.

Ой, выщеплет бока

Гусак у гусака.

Соня-соня

Соня очень любит спать.

Соней Соню стали звать.

Соня-соня спит весь день.

Погулять ей даже лень.

Посмотри-ка, Сонюшка,

На дворе-то солнышко.

Сани, сани,

Едут сами!

Через горы и леса

Едут сани-чудеса!

Молодого злого пса

В нос ужалила оса.

Не скули, - сказал я псу, -

прогони скорей осу.

Сова

В лесу темно-темно.

Совята спят давно.

Сова, сова! Не спит сова.

Летит, летит сова!

Саня и сани

Слониха

Стало тихо, тихо, тихо.

Спит в углу моя слониха.

Двое маленьких слонят

Спать давным-давно хотят.

Ласточка

Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей.

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой.

Что из стран далёких Принесла с собой.

Алиса в саду

Вот идёт Алиса в сад,

Скоро будет листопад.

Слива там и абрикос,

На скамейке - сонный пёс

Там краса и чудеса.

Солнце, киска и роса,

    скамейки стол стоит. Самовар на нём свистит. Вот в песочнице песок, Самосвал там и совок, Рядом с ними самокат. Ах, какой прекрасный сад!

Велосипед меня понёс. Понёс куда-то под откос Он там остался без колёс, И дальше я его понёс

Звук З

Не забуду незабудку, Эти синие глаза.

Вам название напомнит, Что её забыть нельзя.

Мы заходим на вокзал, Входим мы в огромный зал. Быть в таком огромном зале Можно только на вокзале.

    Зои своя коза. Зовут козу Егоза. Не знает Зоя покою С козою своей Егозою.

Звук Ц

Заяц

Этот заяц барабанит, Этот заяц траву косит, Этот заяц воду носит, Этот заяц петь умеет. Серый заяц - такой умелец!

Много песен у певицы. Есть о цапле, о кунице, Есть о зайце, о кольце, Об удалом молодце.

    цапли птенцы Такие удальцы!

На одной ноге не лень

Стоять им с цаплей целый день.

    яйце цыплёнку не сидится. Как ему освободиться От оков своей темницы? Он пытается нагнуться, Потянуться, оглянуться. Клювом делает оконце.

Нет темницы! Вот и солнце!

Снежинка Вьётся, метелится, Падает, стелется, Ветром развеется, Закаруселится. Солнцем растопится - Капелькой скопится, Паром поднимется, Тучкой прикинется.

    опять летит к земле пушинка - Белая и чистая снежинка.

Тексты для пересказа

НА АВТОБУСНОЙ ОСТАНОВКЕ

Слава и Соня стояли на автобусной остановке. Они ели биг-маки из Макдональдса.

Тут Соня заметила бездомную собаку. Она стояла недалеко от остановки и внимательно глядела на Соню и Славу. Собака скулила от голода. Слава отломил кусок своего биг-мака и дал его бедной собаке. Собака съела мясо и завиляла хвостом. Довольная Соня улыбнулась Славе.

ДИКИЕ ГУСИ

На поляне спали дикие гуси. С ними были маленькие гусята.

Когда стало темно, около стада появилась лиса. Она схватила одного гусёнка и хотела унести

его в лес. Тут две гусыни накинулись на лису. Они стали бить лису своими клювами.

Лиса оставила гусёнка и со всех ног понеслась к лесу.

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЕ

    Светы есть своя комната. У окна стоят стол и стул. На стене висят полки с книгами. Есть полка с мозаикой, кукольной посудой и мебелью. У Светы много кукол. Есть и кукольная коляска.

Только не любит Света сидеть в своей комнате одна. Она зовёт к себе соседку Люсю. Вместе детям намного веселее!

СОНЯ И СОБАКА

    Сони есть свой дом. В саду у Сони стоит несколько сосен. Под соснами - беседка. Соня сидит в беседке на скамейке и зовёт свою собаку: «Сильва, Сильва, иди сюда!». Соня показывает собаке колбасу и командует: «Сильва, дай лапу!».

Сильва, сидя, подаёт Соне лапку. За это Соня даёт собаке маленький кусок колбасы. Сильва виляет хвостом и опять даёт Соне лапу - так, без команды!

СУХАЯ СОСНА

    Сони в саду стоит высокая сосна. Сосна совсем сухая. Сонин папа спилит сухую сосну. Без сосны в саду станет светлее. Светлее станет и в Сонином доме.

Из сосны Сонин папа напилит несколько досок. Из досок выйдет новая скамейка.

СОНЯ И СУЛТАН

Как-то Соня со своим псом Султаном была в саду. Соня ходила по саду без** сандалий и

босой ногой наступила на осу.

От укуса осы Соня заплакала и стала скакать на одной ноге. Султан лизнул Сонину ногу.

Соня успокоилась и засмеялась.

СМЕЛАЯ ЛЮСЯ

Люся всегда боялась гусей. Как-то соседский гусак Васька схватил Люсю за юбку и стал тянуть. Люся замахнулась на гусака веткой, и тот отстал. А Люсин папа сидел у дома на скамейке и всё видел.

«Люся, да ты смелая стала - гусака не испугалась!» - весело сказал папа.

КУКЛА СИНДИ

Были у Люси кот Васька и любимая кукла Синди. Люся занималась с куклой весь день. Кот Васька постоянно наблюдал за хозяйкой.

Как-то мама позвала Люсю на кухню. Кукла Синди осталась в коляске. Кот схватил куклу и унёс её под диван.

Люся не увидела куклы в коляске и сильно заплакала. Тогда кот Васька достал куклу из-под* дивана и отдал Люсе. Люся засмеялась и угостила кота Ваську - дала ему Вискас.

РАССЕЯННЫЙ СОСЕД

    нас в подъезде есть сосед. Он всегда везде опаздывает. Встанет утром, никак не найдёт свой костюм. Потом бегает по комнате, собирает в сумку документы, деньги, разные записки. Сосед всегда опаздывает на свой автобус, а потом стоит на остановке и грустит.

Вот какой рассеянный сосед!

ВОТ И ПОВЕСЕЛИЛСЯ!

Сеня был в классе и вертелся, сидя на стуле. Спинка стула треснула и сломалась. В классе этого никто не заметил.

Приставил Сеня спинку к сиденью и оставил стул на месте. О сломанной спинке Сеня никому не

сказал. «Вот потеха будет, когда кто-нибудь сядет на мой стул! Вот повеселюсь!» - думал Сеня. Весь день он косился на опасный стул. «Интересно: кто на него сядет?». Смотрел-смотрел

Сеня - никто на его стул не садится. Странно ему стало...

На другой день Сеня забыл о сломанном стуле и плюхнулся на него со всей силы! Спинка стула развалилась, а Сеня оказался на полу.

Хотел Сеня повеселиться - вот и повеселился!

ПЛОДОВЫЙ САД

Все плодовые деревья, которые растут в современных садах, люди вывели от диких растений. Садоводы создали много разных сортов сливы и яблони, персика и абрикоса, смородины и

малины. Из этих плодов люди делают соки, консервы, варенье, напитки.

Прекрасные деревья и кусты растут в плодовых садах по всей Земле. В садах работают натуралисты и садоводы.

КОЗА И АЗБУКА

    Зои есть коза Забавка. Зоя любит свою козу. Зоя заботится о козе Забавке. Как-то паслась коза на лугу, а Зоя сидела на травке и рассматривала свою Азбуку. Стала Зоя показывать козе свою Азбуку: «Вот, Забавка, это буква А!».

А коза в ответ: «Мэ-э!».

Не знает Забавка буквы, да козе и не надо их знать! Зато коза твёрдо знает: где корм, хлев и её хозяйка Зоя.

ЗАЙКА-ЗАЗНАЙКА

На зелёной поляне, в лесу, собралось как-то несколько зайцев. Один заяц, с тёмным пятном на спинке, залез на пень. Он стал рассказывать другим зайцам о своих подвигах. «Друзья! - сказал заяц. - Я самый сильный зверь в лесу. Для меня справиться* с лисой - пустяки. Я и волка одолею, и медведя съем!». Долго раздавался в лесу звонкий голос зайца.

Вдруг рядом хрустнула ветка сосны. «Грозный» заяц спрыгнул с пня, лёг на землю и закрыл голову своими лапами... С тех пор все в лесу стали звать его Зайка-зазнайка.

ГРОЗА В ЛЕСУ

Как-то знойным летом Зоя и Вася отправились в лес. Они набрали полную корзину подосиновиков и маслят. Дети собирались идти домой, но тут их застала сильная гроза. Сверкала молния, гремел гром. Зоя и Вася сели под высокую сосну и накрылись корзиной. Скоро их окликнул какой-то подросток: «Дети, в грозу опасно сидеть под высоким деревом! - сказал он. - Идите под куст бузины!». Зоя с Васей так и сделали*. Скоро гроза утихла и на небе засияла радуга.

ЗАКАЛИВАНИЕ

Мама стала закаливать маленькую Лизу. По утрам Лиза и мама делали зарядку. Летом они загорали за городом и купались в лесном озере. Зимой Лиза и мама обливались холодной водой из таза. Как-то мама

    Лиза узнали про клуб закаливания. Клуб, в который они записались, назывался «Звезда». Закаливанием взрослых и детей здесь занимались опытные тренеры.

МОРСКАЯ ЗМЕЯ

На свете есть много морских змей. Обитают змеи в тёплых морях и океанах. Морские змеи не выползают на берег. Они питаются, спят и производят потомство в воде. По водной глади тело змеи скользит, извиваясь зигзагами. Морские змеи - ловкие охотники. Питаются такие змеи только рыбой. Морская змея не откладывает яйца. Она производит на свет до пяти маленьких змеек. Морские змеи опасны для пловцов.

В ЗООПАРКЕ

Сегодня во многих крупных городах есть зоопарки. Там дети и взрослые наблюдают за зверями и птицами, за змеями и рыбами. Посетители зоопарка могут оценить красоту и разнообра-зие зверей. Детям интересно узнать о повадках зубров и обезьян, попугаев и газелей. Взрослым в зоопарке полезно отдохнуть от городской суеты.

ЗОЯ И ЗМЕЯ

Захар и Зоя были в лесу. Захар искал грибы. В его корзинке были маслята и подосиновики. Зоя искала землянику. Вдруг под кустом Зоя заметила змею. Она сильно испугалась и замерла на месте. Затем Зоя бросила корзинку и, не разбирая дороги, понеслась вглубь леса. Захар посмотрел на змею и окликнул Зою: «Зоя, вернись! Это полоз! Полозы не опасны!»

ЦЫПЛЯТА И ГУСЕНИЦА

Цыплята гуляли у забора. Вдруг они заметили гусеницу. Гусеница была серая, длинная, волосатая. Стали цыплята гусеницу тянуть. Тянут за один конец, а другого конца гусеницы не видать! Стали цыплята волноваться*, стали оглядываться* по сторонам... Тут заметили цыплята, что тянут не гусеницу, а хвост огромной крысы! Испугались цыплята да как кинутся наутёк, бегом к своей маме-курице.

ОВЦА И ЦВЕТЫ

Овца гуляла на лугу. Там было много цветов: синих, белых, розовых, голубых. Овца ходила по цветам и топтала их своими копытцами. Над цветами летал мотылёк. «Милая овца, - сказал он, - поглядите на эти цветы. Они необыкновенные! Они бесценные! Они как разноцветный ковёр! Глядя на них, надо удивляться*, веселиться*, танцевать!»

Посмотрела овца на мотылька, потом на цветы и стала их есть... все подряд: и красные, и белые, и голубые...

ЦЫБИК И ЦАРАПКА

Пёс Цыбик и кот Царапка обитали в одном дворе. Как-то кот лакал молоко на крыльце, а пёс пробегал мимо. Задел пёс Цыбик блюдце кота. Всё молоко разлилось по крыльцу.

Рассердился кот и царапнул пса. Залаял пёс Цыбик и кинулся на Царапку. А кот забрался на акацию и мяукает оттуда: «Не удастся* тебе достать меня! Не умеют собаки по акациям лазать!».

Так и ссорятся целый день Цыбик и Царапка. Трудно коту с собакой соседями быть!

УТЯТА И ЦЫПЛЯТА

Повела утка своих утят на озеро купаться. Идут утята, гордятся собой: «Вот какие мы молодцы! Водицы не боимся!» У воды курица гуляет с цыплятами. Цыплята бегают по берегу, волнуются*. Напиться-то* они могут, а купаться* не умеют! Сказала утка своей соседке курице: «Если твои детки не боятся*, пусть садятся* на моих малюток да по озеру покатаются*!» Об-радовались цыплята. Один цыплёнок встал на спину одного утёнка. За ними остальные пять цыплят залезли на спины пяти утят и поплыли по воде. С тех пор мама курица стала называть своих цыплят «мои смелые пловцы».

    ЦИРКЕ

    цирке есть арена. Над ней висят трапеции и кольца. На кольцах кувыркаются акробаты. На трапеции катаются гимнасты. По канату ходят канатоходцы. Публика в цирке волнуется и радуется.

    пятницу Вася с папой ходили в цирк. В конце циркового представления выступали две медведицы. Они были в разноцветных юбках и танцевали в центре арены. Васе нравится ходить в цирк!

Насос

Цель: Автоматизация звука с.

Описание игры: Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину: «с-с-с... » Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук с и подражая действию насоса.

Если у ребенка звук с не получается, значит, он неточно выполняет движения. Насос ремонтируется.

Цель: Автоматизация звука С в словах и предложениях.

Описание игры: Дети стоят по кругу. Играют в мяч.

Мячик мой, лети высоко (бросок вверх),

По полу беги скорей (катит мяч по полу),

Скок об пол, смелей, смелей (бросок 4 раза об пол).

Лиса

Описание игры: Ребенок (лиса) сидит за кустом. У него жгут. Остальные дети — куры. Куры гуля-ют по полю, клюют зерна и червяков. Куры приговаривают:

Лиса близко притаилась —

Лиса кустиком прикрылась.

Лиса носом повела —

Разбегайтесь кто куда.

При слове «разбегайтесь» лиса выбегает и салит жгутом. Тот, кого осалит, становится лисой.

Сова

Цель: Автоматизация звуков с, с’ в тексте.

Описание игры: Прежде чем проводить игру, детям показывают картинку с изображением совы, рассказывают об этой птице.

Игра проводится следующим образом. Выбирается один из детей, он — сова. Остальные дети — птички. Сова сидит на дереве (стуле). Дети бегают вокруг нее, затем осторожно к ней приближаются и говорят:

Сова, сова, сова, совиные глаза,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как слетит...

На слове «слетит» сова слетает с де-рева и начинает ловить птичек, которые от нее убегают. Пойманная птичка становится совой. Игра повторяется.

Ванька, встань-ка

Цель: Автоматизация звуков с, с’ в тексте.

Описание игры: Дети делают движения: встают на носки и возвращаются в исходное положение. Затем приседают, опять встают на носки, приседают. Движения сопровождаются словами:

Ванька, встань-ка,

Ванька, встань-ка,

Приседай-ка, приседай-ка.

Будь послушен, ишь какой,

Нам не справиться с тобой.

Пильщики

Цель: Автоматизация звука З.

Описание игры: Дети становятся друг перед другом, соединяют крест накрест руки и воспроизводят под счет педагога движения пилы по бревну, произнося длительно звук з. Того, кто неправильно произносит звук, выводят из игры и просят произнести правильно звук з. Педагог напоминает ребенку, как нужно держать язычок при произнесении этого звука.

Вьюга

Цель: Автоматизация звука з.

Описание игры: Дети изображают вьюгу. По сигналу педагога они начинают тихо произносить звук з, затем постепенно усиливают его, а потом постепенно ослабляют. На начальных стадиях можно проводить

эту игру перед зеркалом (продолжительность произнесения звука для каждого ребенка должна быть ограничена 5—10 секундами).

Цветы и пчелки

Цель: Автоматизация звука з.

Описание игры: Перед началом игры условливаются, кто будет пчелками, а кто — цветами (например, мальчики — цветы, а девочки — пчелки). Затем все разбегаются по комнате или площадке. Как только раздается сигнал педагога (удар в бубен или хлопок в ладоши), дети, изображающие цветы, встают на колено. Пчелки машут крыльями и перелетают с цветка на цветок, при этом они подражают жужжанию пчел: в-з-з-з-з. При новом ударе бубна дети меняются ролями, разбегаются по площадке, и уже другие пчелки упражняются в произношении звука з.

Зина и изюм

Оборудование: Резиновая кукла.

Описание игры: Педагог вносит на-рядную резиновую куклу и говорит: «Ребята, это кукла Зина. Ее купили в магазине. Она резиновая. Ножки у Зины резиновые, ручки у Зины резиновые. Щечки резиновые, носик резиновый». А затем спрашивает у ребят: «Как зовут куклу? Где ее купили? Из чего у нее сделаны руки, ноги, щеки, нос?» Дети отвечают. Педагог продолжает: «Зина любит изюм. Лена, иди угости Зину изюмом». Выходит Лена и говорит: «Возьми, Зина, изюм». Так дети по очереди, угощая Зину изюмом, проговаривают эту фразу.

Назови картинку

Цель: Автоматизация звуков з, з в словах и предложениях.

Оборудование: Картинки на звук з, например: зайка, замок, глаза, завод, забор.

Описание игры: Дети сидят за столами. На столе у педагога лежит стопка картинок рисунками вниз. У каждого ребенка такие же парные картинки. Педагог вызывает кого-нибудь из детей и просит его взять из его стопки верхнюю картинку, показать ребятам и сказать, какую картинку он взял. Тот, у кого есть такая же картинка, встает, показывает ее ребятам и говорит: «И у меня на картинке зайка». Дети кладут обе картинки на стол. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки со стола педагога. (По аналогии игру можно проводить, используя другие звуки.)

Коза рогатая

Цель: Автоматизация звука з в тексте.

Описание игры: Чертой (стульчиками) отгораживается дом. По площадке гуляет коза. Дети хором говорят!

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп!

Ой, забодает, забодает!

Коза делает из пальцев рога и бежит за детьми, говоря: «Забодаю, забодаю!»

Дети прячутся в дом, коза их ловит. Пойманные становятся помощниками козы.

Кто внимательней?

Описание игры: Педагог показывает детям картинки и спрашивает: «Кто знает, как свистит свисток?» (Дети отвечают: с-с-с...) А как звенит звонок? (Дети з-з-з...) А сейчас я посмотрю, кто из вас более внимательный. Я буду показывать то одну, то другую картинку, а вы произносите то звук с, то звук з».

Испорченный телефон

Цель: Дифференциация звуков с—з.

Описание игры: Дети садятся в один ряд и друг другу пере-дают звуки, то з, то с. Тот, кто услышал звук з, передает соседу с и т.д. Кто собьется, тот 5 раз произносит любой звук.

Не ошибись

Цель: Дифференциация звуков с—з.

Оборудование: Картинки «Свисток» и «Звонок».

Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой — звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком — в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звук с или з, немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук с, то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с.,. а если есть звук з, то — со звонком и говорят: з-з-з.... Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

Зайцы и лиса

Описание игры: По числу играющих по краям площадки чертятся норки или ставятся стулья. Дети (зайчики) стоят у своих норок. Один из играющих — лиса. Зайчики произносят текст: Серый зайка прыгает Возле мокрых сосен, Страшно в лапы лисоньки, Лисоньки попасть...

Зайки выбегают из норок и скачут на обеих ногах. Затем они образуют хоровод и прыгают по кругу. Раздаются слова педагога:

Зайки, ушки навострите, Влево, вправо поглядите, Не идет ли кто?

Зайцы оглядываются по сторонам, увидев лису, которая потихоньку пробирается к ним, кричат: «Лиса!»— и разбегаются по норкам. Лиса ловит зайцев. Игра повторяется.

Зайка

Цель: Автоматизация звуков с—з в тексте.

Описание игры: Вариант 1. Дети становятся в круг, держась за руки. Посредине круга сидит грустный зайка. Дети поют:

Зайка! Зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты не можешь даже встать, С нами вместе поплясать. Ты вставай, вставай, скачи! Вот морковку получи, Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему морковку.

Зайчик берет морковку и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

Небольшие затруднения с речью и артикуляцией испытывает множество детей, но, как правило, к 5–7 годам такие проблемы исчезают сами собой. Речевой аппарат ребенка развивается, улучшается звукоизвлечение, и малыш начинает говорить чисто. Существуют и такие проблемы, которые, без должного к ним внимания, сохраняются на протяжении всей жизни. Здесь может потребоваться логопед или самостоятельные упражнения по логопедии и артикуляции. Чем раньше заняться исправлением и преодолением нарушений речи, тем легче этот процесс произойдет для ребенка. Начать постановку звука можно самостоятельно - в большинстве случаев логопедия и логопедические упражнения не представляют сложности.

В логопедии постановка какого-либо звука - это особый процесс, который сочетает в себе развитие навыков произношения определенной буквы, а также формирование связи между кинестетикой, зрением и нервной системой. Таким образом, в ходе постановки ребенок учится произносить букву по первому требованию в различных сочетаниях и изолированно.

У детишек часто встречаются нарушения произношения свистящих - это могут быть как сигматизмы (когда вместо звука с или сь ребенок произносит их искаженную версию), или же парасигматизмы - в этом случае происходит замена свистящего на какой-либо другой (переднеязычный, шипящий).

Постановка звука очень и очень важна. Дело в том, что любые речевые нарушения воздействуют на нервную систему. Неверное или нарушенное звукопроизношение может стать причиной следующих заболеваний:

  • дисграфия - различные нарушения письменной речи, автоматическая перестановка букв во время письма, подмена букв и прочее;
  • дислексия - невозможность адекватно читать текст и складывать буквы в связный текст;
  • дислалия - серьезные нарушения в произношении тех или иных звуков.

Как нужно говорить звук С и мягкое Сь

Правильное произношение свистящих зависит от формы языкового мускула - нужно отследить, чтоб язык занимал верное положение. Нормальное произношение происходит так: расслабленный плоский язык боковыми краешками прижимается к зубам, а его кончик уперт в основание нижних передних резцов. Язык принимает форму горочки, и имеет ложбину в средней части.

Если малыш в детстве не расставался с соской, то вероятно у него ровный, плоский язык, а ложбинка и переход слабо выражены. Если нет ложбинки, с чьей помощью формируется струйка воздуха при выдыхании, то не появится струя, формирующая свистящие звуки.

Правильная артикуляция Сь и С

Губки следует растянуть в легкой улыбке, чтоб обнажились зубы. Зазор между зубами не более двух миллиметров. Расслабленный кончик языка зафиксирован на нижнем зубном ряду. Фронтальный сегмент спинки языка формирует щелку с верхними резцами, тогда как середина языковой спинки приподнимается к твердой части неба. Язык боковыми краями прижат к зубам, мягкая часть неба приподнята, прижимается к глотке, тем самым закрывая воздуху доступ в носовую полость. Связки в это время должны быть расслаблены, без голосовой вибрации.

Упражнения для произношения звука С и Сь

Чтобы развить правильное произношение звука Сь, потребуется выполнить упражнения на фонематический слух. Перед тем, как делать упражнения, убедитесь в том, что ребенок знает, как следует произносить звук С и Сь (уже были занятия такого рода), и способен различить звуки Д и Т, а также В и Ф.

Лучшие упражнения, которые помогают развить фонематический слух и вплотную подойти к правильному произношению звука С и Сь, базируются на звукоимитации. Предложите ребенку несколько картинок, на которых изображены:

  • обыкновенный насос;
  • велосипедная шина, проколотая гвоздем;
  • воздушный шарик, из которого выходит воздух.

Набор картинок может отличаться в зависимости от возраста и интересов ребенка, главное - наглядно, на доступных и понятных ребенку примерах показать, как отличаются звуки С и Сь. Упражнения на запоминание звука продолжить угадыванием звуков, или же развитием навыков фонематического слуха.

Правильная артикуляция при произнесении звука С

Кончик язычка зафиксирован на нижних зубках, губы сильно раздвинуты в улыбке и не перекрывают зубов, зубы практически сомкнуты. Воздух следует выпускать с усилием, ощущая его движение по желобку. Если поднести к ротовой полости ладонь, и произнести звук С, то на коже ощущается прохладная воздушная струя.

После того как упражнения со звуком Сь выполнены, можно переходить к звуку С. Важно объяснить ребенку разницу, показать её наглядно и дать почувствовать кинестетически и артикуляционно разницу между звуками С и Сь. Сделайте акцент на том, что при произношении звука Сь ребенок улыбается, тогда как твердое, глухое С вызывает гримасу, более похожую на оскал.

Подготовительные упражнения

Прежде всего нужно выявить умение выпускать воздушную струйку с усилием. Нужно набрать воздуха, подуть с усилием через губы, сложенные в трубочку. Можно контролировать струю воздуха рукой (для взрослых), а вот ребенку лучше позволить сдуть с руки кусочек ваты, перышко или небольшую бумажку.

Чтобы лучше прочувствовать формирование желобка во время произношения С или Сь, нужно выполнять упражнения для гибкости и подвижности языка. Нужно вытянуть язык, спокойно уложить его на губу. Вдоль языка (в месте появления канавки) нужно положить гладкую палочку, спичку или зубочистку, а затем надавливать для появления желобка. Зубы широко разомкнуты, губы немного округляются, в этой позиции нужно несколько раз выдуть сильную воздушную струйку. Упражнения следует повторять до закрепления результата.

Со временем можно переходить к более сложной версии этого упражнения - повторять всё то же самое, но уже без палочки.

Чтоб верно произносить звук С, необходимо контролировать позицию языка и губ, а также ощущать струю прохладного воздуха, которая движется во время произнесения по языку. Если по каким-то причинам не получается произнести звук С правильно, следует вернуться к подготовительным упражнениям и пройти их повторно, только после этого возможна автоматизация произнесения.

Артикуляционные упражнения

  • Широкая улыбка – нужно держать губы в улыбочке (аналогично произнесению звука и), при этом контролировать натяжение губ - зубы должны быть открыты.
  • Свист - при сжатых зубах необходимо вытянуть губы трубочкой, как во время посвистывания.
  • Когда оба упражнения будут освоены, нужно чередовать их на медленный счет, ритмично и размеренно.
  • Чистка зубов - хорошее упражнение для артикуляции, выполняется так: губы разомкнуты в широкой улыбке, кончик языка оглаживает зубы - сначала верхние, снизу вверх и слева направо, затем нижние.
  • Следующие упражнения полезно выполнять по очереди.
  • Стрелка часов - губы разомкнуты в улыбке, зубы приоткрыты, кончик языка поочередно касается уголков рта. Необходимо контролировать неподвижность нижней челюсти (подбородок двигаться не должен).
  • Качели - с помощью этого упражнения можно добиться высокой подвижности языка. Расслабленный, широкий язычок поднимается максимально к кончику носа, затем вытягивается в сторону подбородка. После этого язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней, затем касается пространства между верхними зубами и губой, а после этого упирается в пространство между нижними зубами и нижней губой. Нужно следить, чтоб язык все время оставался плоским и широким, губы не обтягивали линию зубов.

Упражнения по автоматизации

Постановка звука начинается с выявления проблем в произношении, затем необходимо подготовить речевой аппарат и ротовую полость к правильному произношению, научиться произносить звук правильно, поставить легкое произношение и автоматизировать его. Для этого используется следующий метод: нужно постепенно вводить звук сначала в слоги, после этого в простые и сложные слова, после чего предложения и свободную речь.

Изолированное произношение достигается многократным произношением изолированного звука при постоянном контроле движения зубов, языка и губ.

Когда ребенок начнет легко выполнять простые и сложные артикуляционные упражнения, и будет извлекать звук правильно, нужно вводить в занятие произношение прямых и обратных слогов. Прямые слоги - Са, Сы, Сэ, Со, Су. Обратные - Ас, Ыс, Эс, Ос, Ус. Автоматизация мягкого Сь также важна - Ся, Сю, Си, Сё и в обратном положении.

Постановка звука (автоматизация) в самостоятельной речи - самый сложный этап, тяжело привыкнуть говорить правильно, поэтому в повседневной жизни и в быту нужно акцентировать внимание на ошибочном произношении и добиваться верного.

Постановка звука и автоматизация в логопедии обусловлены не только необходимостью поставить произношение, но и преодолеть неправильные условно-рефлекторные соединения и связки.

Важна не только постановка звуков, но и автоматизация произношения губы и язык должны автоматически принимать нужное положение для того, что произнести звук правильно. Автоматизация в живой разговорной речи может производиться с помощью заучивания стихов и песен - логопедия большое внимание уделяет именной ритмическим упражнениям. Если возникают сложности с подбором подходящего материала, всегда можно посмотреть видео, где показана правильная автоматизация звука с помощью песен, стихов и скороговорок.

error: