Причина списания шин. Учет автомобильных шин

В процессе эксплуатации имущество постепенно изнашивается. Исключением не являются и автомобили, периодически требующие ремонта. Как списываются запчасти авто в России, каковы особенности составления соответствующего акта?

Основные хозяйственные операции, касающиеся транспортных средств, включают в себя поступление, движение и списание запасных частей.

Каждый из этих фактов должен быть обоснован документально. Особенно важно это при списании деталей. Каковы в России особенности акта на списание автомобильных запчастей?

Общие аспекты

Непригодные для использования автомобильные запчасти надлежит списать. Но при этом суть процедуры не так однозначна.

В первую очередь должно наличествовать подтверждение обоснованности списания. Кроме того, возможны ситуации, когда запчасти списываются с учета, но не выбывают.

Например, при наличии у организации необходимых деталей, таковые могут использоваться при ремонте, что требует их списания с учета в качестве обособленного объекта.

Если списывается неисправная запчасть, не пригодная к восстановлению, то оформляется . Составляет документ специально созданная комиссия с участием механика.

На основании ведомости подается заявка на приобретение новой запчасти. Заявка должна утверждаться главбухом и руководителем организации.

После этого старую запчасть можно списать. Документально списывание оформляется дефектной ведомостью и .

Когда ремонт автомобиля осуществляется сторонней организацией запчасти могут списываться на основании накладной на отпуск материалов на сторону по форме М-15.

При этом дополнительно составляется по унифицированной форме.

При ремонте собственными силами передача детали осуществляется на основании требования-накладной, а акт может составляться в произвольной форме.

Что это такое

Актом именуется первичный документ, подтверждающий факт осуществления операции. Так акт на списание запчастей автомобиля удостоверяет факт списывания определенных ценностей с бухгалтерского учета организации.

По окончании ремонта составляется акт списания материалов. В случае, когда остались пригодные к использованию запчасти, их приходуют на основании акта комиссии. Когда запчасти не подлежат последующей эксплуатации, составляется акт утилизации.

Заполнение формы ОС-4а

Отдельный порядок списания предусмотрен в случае, когда ремонт автомобиля признается нецелесообразным. Например, физический износ средства слишком велик, а амортизационная стоимость уже списана.

В этой ситуации списывается автотранспортное средство полностью. Для списания используется типовой бланк, утвержденный .

Составляют акт по в двух экземплярах. Первый передается в бухгалтерию вместе с документом, подтверждающим снятие авто с учета в ГАИ.

Другой экземпляр сохраняется у ответственного лица и становится основанием для сдачи на склад ценностей и материалов, оставшихся в результате списания.

При заполнении формы ОС-4а:

Расходы на списание и стоимость ценностей Оставшихся после разбора автомобиля, отображаются в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств и о поступлении материальных ценностей от их списания»
В восьмой графе отображается Сумма начисленной амортизации по авто на момент его выбытия
В разделе «Подлежат оприходованию следующие основные детали и узлы» Отображаются количество, номенклатурные номера и стоимость оставшихся после списания материальных ценностей
С первой по четвертую графы Отображается сумма всех расходов по списанию авто
В графах с пятой по девятую Прописываются данные о связанных со списанием расходах и поступивших после списания ценностей

Подписывается акт ОС-4а всеми членами комиссии и главным бухгалтером. После этого документ утверждает руководитель организации.

Образец акта на списание автошин

На данное время отсутствуют утвержденные нормы относительно списания запчастей и расходных материалов, в том числе и шин, применяемых в процессе эксплуатации автотранспорта.

Норма эксплуатационного пробега шин определяется заводом-изготовителем. Руководствуясь данной информацией, руководитель предприятия может самостоятельно утвердить нормы пробега автомобильных шин.

Также допускается основывать утверждение на имеющемся опыте эксплуатации. В любом случае нормы эксплуатационного пробега должны быть обоснованы, экономически оправданы и документально подтверждены.

Списание автошин осуществляется по стандартной схеме. Но при этом нужно учитывать тот нюанс, что списанные шины необходимо сдать на утилизацию.

Образец акта на списание автошин выглядит так:

  1. Название – «Акт на списание автошин».
  2. Номер документа, утвердившая организация.
  3. Состав комиссии с указанием приказа о назначении.
  4. Факт признания шин не пригодными к использованию.
  5. Название организации или подразделения, эксплуатировавшего автомобиль.
  6. Данные об авто.
  7. Данные о шинах с указанием фактического пробега и нормы эксплуатационного пробега шин.
  8. Перечень дефектов автошин.
  9. Вывод комиссии относительно дальнейшего использования (полная непригодность, сдача на утилизацию).
  10. Подписи всех членов комиссии.

Нужен ли акт осмотра автомобиля

Акт осмотра автомобиля требуется на самом начальном этапе, когда готовится техническое заключение о состоянии авто. Актом обосновывается необходимость ремонта транспорта и последующее списание запчастей.

Также составляется по завершении ремонта для обнаружения возможных оставшихся неисправностей.

Структура акта осмотра автомобиля включает в себя:

  • обязательные реквизиты;
  • состав комиссии;
  • идентификационные сведения об авто;
  • название владельца;
  • параметры технического состояния;
  • подписи ответственных лиц.

Какая бы форма акта не использовалась для списания запчастей автомобиля, ее следует утвердить в на основании приказа руководства.

А оформляя акт, не следует забывать и о дополнительных документах, оправдывающих создание акта списания.

Приказ о норме расхода автошин. Нормы списания зимней резины

Как списать автошины в бухучете

Практически все коммерческие организации содержат на своем балансе транспортные средства, это могут быть автобусы, грузовые и легковые автомобили. Поскольку автомобильные шины имеют ограниченный ресурс пробега, а во время эксплуатации техника подвергается амортизации, то автошины изнашиваются. Соответственно, их нужно списывать.

Нормы эксплуатации автомобильных шин

На основании норм, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ (ст.19), запрещается эксплуатировать транспортные средства, имеющие технические неисправности, поскольку это может привести к угрозе безопасности дорожного движения.

Такой перечень неисправностей определен Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090. В этот перечень входят следующие повреждения, предусмотренные для автомобильных шин, при наличии которых автошины эксплуатировать нельзя:

  • Стерт протектор шины, т.е. рисунок протектора имеет высоту ниже нормы: для легковых автомобилей предусмотрена норма, равная 1,6 мм, для грузовых высота протектора не должна быть ниже 1 мм, для автобусов – 2 мм.
  • Покрышка имеет существенные повреждения в виде пробоин, разрезов, разрывов, которые обнажают корд. К таким неисправностям относятся и расслоенный каркас шины, и отслоенный протектор или боковина покрышки.
  • Недостаток креплений (болтов, гаек), нарушенная форма крепежных отверстий или изменение размера.
  • Присутствие на диске и ободьев колес различных трещин.
  • Пробег автошин превысил нормативное количество километров или закончился срок использования шин, установленный законом.

Наличие вышеуказанных повреждений является основанием для списания автомобильных шин, поскольку с такими повреждениями их использовать нельзя. Следовательно, на автомобили необходимо устанавливать новые шины.

Списание непригодных для эксплуатации шин должно отражаться в бухгалтерских документах учета. Законодательство, которое бы регламентировало вывод автошин из эксплуатации, на сегодняшний день отсутствует. В результате чего организациям приходится либо руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя по использованию покрышек, либо самим устанавливать срок службы шин по их состоянию и пригодности к эксплуатации.

Важно! Использование автопокрышек, пришедших в негодность из-за повреждений, опасно! Это может привести к дорожно-транспортному происшествию. Истертая поверхность протектора ведет к ухудшению управления автомобилем, а обнаженный корд может спровоцировать разрыв резины, что приводит к полной потере управления автомобилем и аварии.

Шины, подлежащие списанию, должны утилизироваться. Для этого заключается определенной формы договор с той организацией, которая принимает автошины на утилизацию и затем переправляет списанную резину на шиноремонтный завод для ее переработки.

Нормы эксплуатационного пробега автомобиля

В настоящее время каких-либо правовых документов на списание автошин и других запасных частей транспортных средств для коммерческих организаций не существует.

Нормы, определяющие эксплуатационный пробег автомобильных шин, устанавливаются заводом-изготовителем на основании письма Минтранса России. В связи с этим каждый руководитель коммерческой организации имеет право самостоятельно устанавливать нормы пробега, опираясь на рекомендации завода-изготовителя, и закреплять эти нормы своим приказом по организации.

В случае отсутствия информации от завода-изготовителя по рекомендациям эксплуатации автомобильных шин используется собственный опыт предприятия по эксплуатации либо рекомендации от других заводов-изготовителей по выпуску таких же автошин.

Разрабатывая и утверждая нормы эксплуатационного пробега автошин, руководитель организации обязан учитывать, что утверждаемые им нормы соответствуют критериям, установленным Налоговым кодексом РФ. Эти нормы он должен обосновать, экономически оправдать и документально подтвердить.

Автомобильные шины, подлежащие списанию, должны быть оценены и утверждены специально созданной экспертной комиссией. Главным документом является акт на списание. Он подтверждает, что шины не пригодны к дальнейшей эксплуатации и вместо них необходимо установить на транспортное средство новые автопокрышки.

Бухгалтерский учет

Автомобильные шины, которые приобретаются отдельно от автомобиля, в бухучете отражаются на сч.10 «Материалы. Основанием является План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению, принятая Минфином России.

Передавая автошины для использования, их списывают на счета учета затрат.

Основанием для этого являются Методические указания по бухучету, утвержденные Минфином России.

Стоимость самих автошин списывается со сч.10 «Материалы, субсчет «Запчасти в дебиторские счета учета затрат. Контроль движения автомобильных шин осуществляется учетом на забалансовом счете Д-т сч.012.

В случае выбывания автошин из эксплуатации, основанием которого является акт на списание, их (автошины) оприходуют на склад по стоимости отходов. Движение списанных автошин, их наличие, а также утильная резина учитываются на счетах «Материалы и «Прочие материалы в качестве утильсырья.

Отходы, которые образуются в подразделениях предприятий, установленным образом собирают, в сдаточных накладных указывают их наименование и количество и передают с накладными на склад для отходов. Предприятие, ориентируясь на сложившиеся цены на лом, утиль и ветошь определяет стоимость отходов. Цена должна соответствовать той, которая может быть использована при продаже.

К сведению! Автошины, непригодные к восстановлению, могут утилизироваться специализированной организацией на основании заключенного договора.

Материальные ценности, которые остаются в организации после списания предметов, непригодных для восстановления и дальнейшего использования, приходуются по стоимости рынка на данный момент. Соответствующие суммы зачисляют как финансовые результаты у коммерческого предприятия, то есть в бухучете отходы, которые остаются после списания утильсырья, относят в кредит сч.91: Д-т сч.10 «Материалы, субсчет 6 «Прочие материалы К-т сч.91 «Прочие доходы и расходы. Автошины, непригодные к восстановлению, принимаются к учету как утильсырье.

В бухучете сдача непригодных для употребления шин на баланс специализированной организации оформляется как обычная реализация. А доход, полученный при продаже материально-производственных запасов, учитывается вместе с прочими доходами. При этом шины, подлежащие утилизации, отражаются в бухгалтерской документации как прочие расходы.

Налоговый учет

Затраты, которые произвел налогоплательщик на ремонт основных средств, учитываются как прочие расходы. Они признаются тем отчетным (налоговым) периодом, когда они были осуществлены в размере затрат по факту.

На основании Налогового кодекса РФ возвратные отходы – это остатки сырья или материалов, образованных при производстве товаров, утративших свои качества (химических или физических свойств), использующихся с завышенными расходами или не по прямому назначению.

Если остатки, относящиеся к материально-производственным запасам, были переданы как полноценное сырье в другие подразделения, чтобы произвести другие виды товаров, то они (остатки) не являются возвратными отходами.

Важно! Остатки признаются возвратными отходами с целью налогообложения прибыли в том случае, если их не используют по назначению и они относятся к остаткам, которые утратили свои потребительские качества.

В нормах Налогового кодекса России сказано, что автошины, которые подлежат утилизации, не пригодные к дальнейшей эксплуатации, не относятся к возвратным отходам и не признаются ими.

Подводя итоги, можно сказать, что для списания отработанных автошин нужно выполнить следующие действия:

  1. Создать экспертную комиссию по списанию непригодных для дальнейшей эксплуатации автомобильных шин.
  2. Составить акт на списание с обязательным обоснованием причин списания.
  3. Создать распоряжение (приказ) о списании автошин и их утилизации.
  4. Оформить списание в бухгалтерских документах.
  5. Организовать утилизацию автошин у компании, имеющей лицензию на эту деятельность.

Норма пробега автошин

Нормы пробега автомобильных шин, установленные Минтрансом России, используются в коммерческих учреждениях, владеющих собственным автопарком.

Указанные нормы используют корпоративные владельцы автомобилей для списания отслуживших покрышек. Это могут быть предприятия, принадлежащие государству и частным лицам. Разница в том, что для первых установленные стандарты являются обязательными. Частные компании имеют возможность менять шины на транспорте раньше срока, указанного в нормативных документах.

Нормы пробега различных автошин

Государственными стандартами установлены различные нормы пробега авторезины для транспорта разной грузоподъемности:

  • легковые и легкогрузовые машины, имеющие грузоподъемность до 2 т - 45 000 км
  • грузовые транспортные средства с грузоподъемностью 2-4 тонны - 60 000 км
  • тяжелые грузовики с грузоподъемностью, превышающей 4 тонны - 65-70 000 км
  • автобусы - 90-95 000 км

Расчет нормы пробега производится по установленным значениям и корректирующим коэффициентам. Коэффициенты применяют для автошин, используемых в экстремальных условиях. Между установленными российским и европейскими законодателями нормами существует большая разница. Например, минимальное значение пробега в Европе равняется 30 000 км, а максимальное устанавливается на отметке 120 000 км.

Нормы пробега и характеристики резины

Нормы пробега автомобильных шин устанавливаются в соответствии с прогнозируемым износом покрышек. Для определения этих стандартов использованы следующие характеристики авторезины:

  • качественный показатель, который в основном зависит от применяемых в производстве технологий
  • состав резиновой смеси, содержание в ней компонентов, увеличивающих эластичность и устойчивость к износу (каучук, силика)
  • индивидуальные показатели автошины: размер, сезонность, тип

Также учитываются условия эксплуатации резины и автомобиля. Необходимо делать поправку на содержание покрышек в необходимых условиях, регулярность диагностики и обслуживания автомобиля, стиль вождения, соблюдение водителем скоростного режима.

Производители шин самостоятельно устанавливают нормы пробега для своих покрышек. В первую очередь рекомендуется руководствоваться уровнем износа протектора. Для этого можно использовать специальные приспособления, измерять высоту протектора линейкой или ориентироваться на установленные производителем отметки.

Нормы пробега для автошин по ГОСТУ носят обязательный характер только для государственных учреждений и не всегда соответствуют реальной возможности использовать одни покрышки в течение указанного срока.

Смотрите также:

  • Какую резину поставить на Ниву
  • Какое оптимальное давление в шинах Газель
  • Новинки зимних шин 2014 - 2015
  • Износ шин: причины и способы определения уровня износа резины
  • Как ведет себя летняя резина при 0 градусов
  • Рейтинг зимних шипованных шин
  • Рейтинг производителей шин мира - ТОП 10 лучших
  • Какая резина считается низкопрофильной. Плюсы и минусы низкопрофильной резины
  • Самые износостойкие летние шины
  • Корейские шины - марки Hankook, Kumho, Nexen и Roadstone
  • Ширина шины: обозначение, особенности выбора и влияние на поведение авто
  • Температура эксплуатации летней резины и ее влияние на показатели
  • Какие шины лучше?

    Автомобильные шины: бухгалтерский и налоговый учет

    Выбираем лучшую резину для зимы и лета

  • Японские производители шин - какие лучше?
  • Как узнать год выпуска шины. Срок годности автомобильной резины
  • внедорожная резина мишлен
  • страна производитель gt radial
  • шины champiro

Списание автомобильных шин и аккумуляторов

Степень стирания рисунка протектора зависит в том числе и от пробега шин.

Прохождение автомобилем определенного количества километров тоже может быть основанием для прекращения эксплуатации и списания шин со счетов бухгалтерского учета. Так, в приложении к учетной политике, основываясь на сведениях, приведенных в табл. 1 – 9 Временных норм, можно установитьсреднестатистический пробег шин с учетом поправочных коэффициентов, которые зависят от условий работы.

УЧЕТ АВТОШИН: зимней, сезонной, изношенной

Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04 распоряжение Минтранс РФ от 21.01.2004 АК-9р РД 3112199-1085-02 Учет авторезины, шин. «Автомобильная резина в запасе; «Автомобильная резина в обороте; «Автомобильная резина, подлежащая восстановлению.

Приказ о норме расхода автошин

При определении норм расхода топлива различают базовое значение расхода топлива и расчетное нормативное значение, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, устанавливаемых в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы расхода топлива.

Следует обратить внимание, что в том случае, когда автотранспортные средства эксплуатируются в пригородной зоне вне границы города, поправочные коэффициенты не применяются.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

Также конкретное значение поправочного коэффициента устанавливается приказом или распоряжением руководителя организации или местной администрацией.

Последующий учет ГСМ осуществляется в программе для расчета расхода топлива, используемой организацией или ручным учетом.

Удобная программа для ведение путевых листов и расчета расхода ГСМ.

Демосервер и тестовый период.

Попробуйте и вам понравится.

РД 3112199-1085-02 Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств

5. Среднестатистический пробег шин грузовых автомобилей (категории N1, N2 ,N3) 6. Среднестатистический пробег шин автобусов и троллейбусов (категории М2 и М3) 7.

Поправочные коэффициенты (К1) в зависимости от категории условий эксплуатации автотранспортных средств 8. Поправочные коэффициенты (К2) в зависимости от условий работы автотранспортных средств

Учет сезонных автомобильных шин (Коршунова Н

Для этого можно открыть дополнительные субсчета третьего порядка к субсчету «Автошины в запасе. В бухгалтерском учете приобретение шин отражается следующими проводками: - перечислены денежные средства за шины; Дебет 10, субсчет «Запасные части, «Автошины в запасе, «Новые шины, Кредит 60 - отражена задолженность за приобретаемые шины; - отражен НДС, предъявленный продавцом;

Нормы пробега автомобильных шин Минтранс 2018

Автомобили отечественного производства и стран - членов СНГ

Автомобили зарубежного производства

©Все права защищены «Green Rain 2018 - 2018 гг.

Расчет потребности в автомобильных шинах

км.; радиальные шины с металлокордовым брекером – 70 тыс. км.; - для шин грузовых автомобилей с регулируемым давление воздуха – 30…35 тыс.

км. Эти нормативы должны уточняться для каждого конкретного типа и модели современной автомобильной шины. В целом для радиальных шин гарантийный пробег может быть выше на 20…30% по сравнению с диагональными.

Шины хранятся в вертикальном положении на стеллажах либо на полу или подставках методом вертикального складирования (одна на другую плашмя) в числом рядов не более 6…7 для легковых автомобилей и 4…5 для грузовых автомобилей.

Безопасность водителя и пассажиров полностью зависит от состояния шин, установленных на транспортном средстве. Поэтому необходимо тщательно следить за их давлением, износом и внешним видом. Если в точности соблюдать правила эксплуатации автомобильных шин, то покрышки будут служить владельцу долгое время.

Автомобильные покрышки следует выбирать исходя из сезона. Зимой на транспортном средстве должны быть установлены зимние шины, летом – летние. Всесезонные шины устанавливать не рекомендуется, т.к. они недостаточно эластичны при сильных морозах и чересчур эластичны при высокой температуре. В российских климатических условиях такая резина показывает себя не лучшим образом.

Факторы, оказывающие влияние на сроки эксплуатации шин:

  • длительное воздействие низких и высоких температур;
  • качество дорожного полотна;
  • гололед;
  • грузоподъемность и общее состояние машины;
  • скорость и характер вождения;
  • длительная перегрузка шины;
  • повышенное и пониженное давление в шинах;
  • действие реагентов.

Давление в шинах

Давление в шинах очень важно для их правильной эксплуатации. Эксплуатация шин со слишком высоким или, наоборот, со слишком низким давлением приводит к неравномерному износу и перегреву шины. Шины с повышенным внутренним давлением плохо компенсируют неровности дорожного покрытия и существенно снижают комфорт при движении.

Рекомендуемое давление в шинах указано в инструкции по эксплуатации автомобиля, а также на специальном стикере на кузове автомобиля со стороны водительской двери или на дверце бардачка. Давление в шинах измеряют с помощью карманного манометра либо компрессора, установленного на автозаправочных станциях. Проверять показатели внутреннего давления следует как минимум раз в две недели.

Внешнее состояние шины

На поверхности протектора не должно быть посторонних предметов: гвоздей, осколков, пластиковых обломков и т.п.

Как правильно списать автошины в бухучете

Их вылет может привести к резкому падению давления в шине и как следствие резкому ухудшению управляемости транспортного средства. Также необходимо регулярно проверять боковину шины, следя за тем, чтобы на ней не было разрывов, деформаций, грыж и неровностей.

Износ шины

Чрезмерный износ шины может привести к повреждению и проколу, а также серьезно увеличивает риск авкапланирования. При эксплуатации автомобиля важно следить за остаточной высотой индикатора износа протектора, т.к. от этого напрямую зависит безопасность на дорогое. Для мотоциклов минимальное значение высоты протектора составляет 0,8 мм, для грузовиков - 1 мм, для автобусов - 2 мм, для легковых автомобилей - 1,6 мм.

Срок эксплуатации шин

Рекомендованные сроки эксплуатации автомобильных шин устанавливают автопроизводители -они советуют менять покрышки каждые 8-12 тысяч километров пробега. При покупке б/у резины следует обязательно проверять ее срок годности. Согласно государственному стандарту, срок эксплуатации автомобильных шин по времени должен составлять не более пяти лет. В отдельных случаях резина может эксплуатироваться дольше - при условии ее тщательной сезонной проверки.

Индексы нагрузки и скорости шин

На боковинах покрышек указываются их эксплуатационные характеристики: индексы нагрузки и скорости. Индекс скорости - параметр, указывающий на максимальную безопасную скорость эксплуатации транспортного средства. Индекс нагрузки обозначает максимально возможный вес автомобиля, приходящийся на одно колесо. Эксплуатация автомобильных шин с превышением рекомендуемых параметров сделает езду менее комфортной, ускорит износ резины и подвески автомобиля.

Уход за шинами

Правильный уход за шинами - самая надежная гарантия их долговечной работы. Производители рекомендуют регулярно следить за их состоянием, обращая пристальное внимание на состояние протектора и боковины. Вид протектора позволит определить общую степень износа, наличие повреждений и посторонних частиц. Боковины осматривают на наличие порезов и серьезных деформаций. После окончания зимнего сезона следует своевременно менять зимнюю резину на летнюю.

При движении следует всегда обращать внимание на долговременные вибрации, сильный снос в правую или левую сторону. Водитель не должен допускать резких ударов об острые металлические предметы и всегда следить за возможной перегрузкой автомобиля. Шипованные шины следует обкатывать первые 800-1000 км пробега на пониженной скорости. В случае резкой потери давления в шинах нужно немедленного произвести первоначальную диагностику или ремонт шины.

Где купить хорошие шины?

Хорошие покрышки на авто можно приобрести в интернет-магазине «Spbkoleso». Здесь вас ждет большой выбор летних шин по демократичным ценам. Кроме того, вы можете приобрети диски, аккумуляторы, моторные масла с доставкой по Санкт-Петербургу и области.

ПЛАН

Порядок списания сезонных шин

Временная эксплуатация шин

Налоговый учет

Шины как объект классификации ОС

Признание расходов

Возврат сезонных шин на склад

УЧЕТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Основным документом, регламентирующим обслуживание и эксплуатацию шин, являются Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утвержденные Распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 N АК-9-р (далее — Правила), их выполнение является обязательным для всех владельцев транспортных средств.

В соответствии с п. 83 Правил на каждую шину, установленную на автомобиль (новую, восстановленную или с углубленным рисунком протектора) при его комплектации или во время эксплуатации, заводится карточка учета ее работы по форме, указанной в Приложении N 12. Карточка ведется до выхода шины из строя.

Автомобильные шины имеют свой ресурс пробега, после которого подлежат замене. При достижении нормы эксплуатационного пробега они снимаются с эксплуатации (изношенные шины).

Используются следующие варианты эксплуатации автомобильных шин. Во-первых, на машине могут быть установлены "всесезонные" шины, которые меняются только в случае полного износа или порчи (т.е. происходит замена изношенных шин). Во-вторых, шины на автомобиле можно менять по принципу "зима — лето", т.е. периодически заменять "летнюю" резину на "зимнюю" (далее — сезонные шины).

Сезонные шины, в случае если они могут быть применены (не достигли нормы эксплуатационного пробега), не подлежат снятию с эксплуатацию (п. 88 Правил). Другими словами, в данной ситуации неправомерно говорить о замене изношенных шин.

Шины и автомобиль — единый инвентарный объект

Объект основных средств как актив, принимаемый к учету, помимо требований, предъявляемых к нему ПБУ 6/01 (будут рассмотрены ниже), должен быть в первую очередь средством, а не предметом труда (п. 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ).

В соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.

При этом в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, в качестве примера формирования инвентарного объекта основных средств приведен следующий: "Подвижной состав автомобильного транспорта (автомобили всех марок и типов, автомобили-тягачи, трейлеры, прицепы, полуприцепы всех видов и назначений, мотоциклы и мотороллеры) — в инвентарный объект по указанной группе включаются все относящиеся к нему приспособления и принадлежности. В стоимость автомобиля включается стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой и ободной лентой, а также комплекта инструментов".

Кроме того, в Плане счетов к счету 10 "Материалы" отмечено, что автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

Таким образом, автомобиль с автомобильными шинами на колесах (и в запасе) является единым инвентарным объектом.

В ОКОФ отсутствует такой объект, как автомобильные шины.

С учетом изложенного можно говорить о том, что при приобретении автомобиля шины (на колесах и в запасе) в совокупности со всеми прочими деталями автомобиля следует учитывать как единый инвентарный объект — автомобиль.

Запасные части — МПЗ

При дальнейшем приобретении шин отдельно от автомобиля (т.е. после постановки автомобиля на учет в качестве объекта основных средств) возникает вопрос, к какому виду активов отнести такие шины: к основным средствам или же к материально-производственным запасам (МПЗ).

При формальном прочтении ПБУ 6/01 и ПБУ 5/01 можно говорить о том, что одним из критериев разделения средств труда на основные средства и МПЗ является срок службы (менее 12 месяцев — МПЗ, более 12 месяцев — основные средства). Поэтому активы, не являющиеся предметом труда и сроком службы более 12 месяцев, являются основными средствами.

Вместе с тем такие активы, например, как запасные части, могут иметь срок службы, значительно превышающий 12 месяцев, и исходя из положений ПБУ 6/01 и ПБУ 5/01 их следует признавать объектами основных средств.

Страница не найдена

При этом в большинстве случаев запасные части используются при ремонте объектов основных средств и их основное предназначение — заменить соответствующую деталь. В соответствии с п. 27 ПБУ 6/01 затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся.

Таким образом, если запасные части при ремонте заменяют деталь существующего инвентарного объекта основных средств, то в силу п. 27 ПБУ 6/01 они не могут быть квалифицированы как новый инвентарный объект основных средств, поскольку подлежат списанию на затраты в том отчетном периоде, когда был произведен ремонт.

Итак, запасные части, которые предназначены для ремонта объектов основных средств, которые в свою очередь учтены как инвентарный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или как обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов (т.е.

когда в ремонтируемый объект уже изначально была включена деталь, которая подлежит замене в процессе ремонта), следует квалифицировать как МПЗ независимо от срока их полезного использования.

Рассмотрим ситуацию, при которой автомобили были приняты к учету как единый инвентарный объект с учетом всех принадлежностей, в том числе и с автомобильными шинами. При этом возможны следующие варианты такой замены:

1) замена изношенных "всесезонных" шин (т.е. сезонные шины не используются);

2) замена изношенных сезонных шин (т.е. когда, например, летом происходит замена изношенных летних шин на новые летние (аналогично зимой);

3) замена летних шин на зимние и наоборот.

Следует отметить, что замену изношенных шин на новые (вариант 1 и 2) можно рассматривать как ремонт основного средства (замена изношенной детали на новую), а замену летних шин на зимние и наоборот уже квалифицировать как ремонт было бы неправомерно, поскольку не происходит замены изношенных деталей.

Таким образом, однозначно можно сказать, что в случае замены шин по вариантам 1 и 2 автомобильные шины являются запасными частями, которые были использованы при ремонте и согласно п. 27 ПБУ 6/01 могут быть признаны затратами, связанными с ремонтом основных средств и соответственно отражаться в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому относятся. Другими словами, такие автомобильные шины не могут быть приняты к учету как самостоятельный инвентарный объект, т.е. они подлежат включению в состав МПЗ (в том числе и если срок их службы более 12 месяцев).

Автомобильные шины, которые устанавливаются на автомобиль взамен изношенных (варианты 1 и 2), подлежат списанию со счета 10 "Материалы" на соответствующие счета затрат в момент их установки на автомобиль (п. 27 ПБУ 6/01).

Сезонная замена шин

Наиболее неурегулированным вопросом является учет операций, связанных с заменой летних шин на зимние и наоборот (вариант 3). В данном случае не происходит замены изношенных шин и соответственно признать такую замену ремонтом уже неправомерно. Каким же образом следует квалифицировать эту операцию?

В такой ситуации самостоятельный инвентарный объект не приобретается, поскольку изначально автомобиль в совокупности с шинами был учтен как единый инвентарный объект.

Рассмотрим вариант с частичной ликвидацией и дооборудованием.

В первую очередь следует отметить, что в нормативных документах по бухгалтерскому учету нет четкого определения понятий частичной ликвидации и дооборудования. Вместе с тем НК РФ к работам по дооборудованию объекта основных средств относит работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами (п. 2 ст. 257 НК РФ). По мнению автора, данное определение работ по дооборудованию вполне можно применять и для целей бухгалтерского учета. В рассматриваемой ситуации установка сезонных шин не приводит к изменению технологического или служебного назначения автомобиля, он по-прежнему будет выполнять те же функции, что и до установки сезонных шин.

Что касается возможности квалификации демонтажа (снятия) сезонных шин как частичной ликвидации, можно сказать следующее. В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 частичная ликвидация объекта основных средств признается его выбытием. Соответственно частичную ликвидацию объекта основных средств можно рассматривать как частичное выбытие основного средства, а выбытие в рамках ПБУ 6/01 не предполагает замены. При выбытии объект основных средств списывается с учета, и его замена на аналогичный объект рассматривается как приобретение нового.

По мнению автора, частичная ликвидация может осуществляться только если демонтируется часть объекта без дальнейшей замены и изменения функциональной принадлежности объекта. В противном случае речь должна идти о реконструкции или модернизации. Таким образом, замена сезонных шин не относится к частичной ликвидации и дооборудованию основного средства, она является операцией по содержанию объекта основных средств.

Так, в соответствии с п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств содержание объекта основных средств осуществляется с целью поддержания эксплуатационных свойств указанного объекта посредством его технического осмотра и поддержания в рабочем состоянии.

Списание автомобильных шин

Учет шин в бюджетных учреждениях

Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России N 157н (далее — Инструкция N 157н); Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России N 162н, (далее — Инструкция N162н).

При приобретении автомобильные шины учитываются на счете 10506 "Прочие материальные запасы" на основании первичных учетных документов (п.п. 117, 118 Инструкции N 157н, п. 22 Инструкции N 162н).

Отражаем в учете замену шин

В учете бюджетных учреждений (в соответствии с п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ), поступление шин отдельно от автомобиля отражается проводкой:

Дебет 0.105.26.340 (0.105.36.340) Кредит 0.302.34.730 (0.208.34.660, 0.304.04.340, 4.210.06.660…) – оприходованные автомобильные шины (на основании сопроводительных документов от поставщика, а также при безвозмездном получении).

При выдаче автомобильных шин в эксплуатацию оформляется "Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения" (форма 0504210) или "Требование-накладная" (форма 0315006) (п. 25 Инструкции N 162н).

Учет выданных автомобильных шин проводят на забалансовом счете 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" (п. 349 Инструкции N 157н). Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета. Выбытие материальных ценностей с забалансового учета производят на основании Акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.

Учет замены шин при полном износе. В учете бюджетного учреждения, при замене изношенных или поврежденных шин делают проводки:

Дебет 0.401.20.272 (0.109.60.272, 0.109.70.272…) Кредит 0.105.26.440 (0.105.36.440) – списаны с балансового учета шины, установленные взамен изношенных или поврежденных; Дебет 09– учтены за балансом шины, установленные взамен изношенных или поврежденных (при условии, что шины включены в перечень, установленный учетной политикой). Такой порядок установлен пунктом 37 Инструкции №174н, Инструкцией № 157н (счета 105.00, 109.00, 401.20, забалансовый счет 09).

При сезонной замене шин, в учете бюджетного учреждения делают проводку:

Дебет 0.105.36.340 Кредит 0.105.36.340 – выданы в эксплуатацию (возвращены на склад) шины для летнего (зимнего) сезона (на основании требования-накладной по форме № М-11 (ф. 0315006))(п 35 Инструкции № 174н).

P.S. Если Вам требуется улучшить Ваш автомобиль — кликните по ссылке https://car-care.com.ua. Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество ждут Вас на предложенном сайте.

Порядок учета автомобильных шин зависит от того, приобретены ли они вместе с транспортным средством или отдельно от него.

ВИКТОРИЯ ЖМУЛИНА, старший аудитор ООО « ВИТ-аудит»

Шина - один из основных элементов ходовой части транспортного средства. Шины, за исключением приобретенных вместе с основным средством, учитываются в составе материально-производственных запасов. Особенности данных материальных ценностей напрямую влияют на порядок их учета и документального оформления. Шины постоянно подвергаются повышенному износу и довольно часто выходят из строя гораздо раньше окончания срока их эксплуатации. Кроме этого, изношенные шины могут быть как восстановлены, так и утилизированы, что имеет разные учетные последствия. Шины также обладают определенными сезонными свойствами, диктующими периодичность их использования в процессе эксплуатации автомобиля.

В соответствии с п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.03 №91н, единицей бухгалтерского учета ОС является инвентарный объект. Инвентарным признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.

Так как использование шины, приобретенной вместе с автомобилем, отдельно от него невозможно, то в первоначальную стоимость автомобиля включается, в том числе, стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой и ободной лентой.

То есть шины, в том числе запасные, приобретенные вместе с автомобилем, учитываются в составе основного средства и отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Когда стоимость автомобиля полностью сформирована, бухгалтером оформляется запись

Дт01 «Основные средства» - Кт08 «Вложения во внеоборотные активы».

Приобретение шин отдельно от автомобиля

Предприятия автомобильного транспорта располагают отраслевой Инструкцией по учету доходов и расходов, которая утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.03 №153. Согласно данной инструкции стоимость запасных частей для ремонта подвижного состава и стоимость автомобильных шин включаются в состав материальных расходов (п. 42). По этой же статье учитываются расходы на восстановление износа и ремонт автомобильных шин, но лишь в пределах норм, утверждаемых Минтрансом, что закрепляется в учетной политике организации (п. 43). Сверхнормативные расходы на восстановление износа и ремонт шин включаются в состав прочих расходов (п. 97).

Согласно Инструкции по применению Плана счетов на субсчете 10-5 «Запасные части» учитываются наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств, а также автомобильных шин в запасе и обороте.

Согласно п. 42 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.01 №119н, материалы являются видом запасов. К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы.

Таким образом, шины, приобретенные отдельно от автомобиля, необходимо учитывать в составе материалов. При этом цена шин не оказывает влияние на порядок их учета.

Документальное оформление

Для учета шин применяются межотраслевые формы первичной документации по учету МПЗ, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 №71а. К таким формам относятся: приходный ордер (форма №М-4), лимитно-заборная карта (форма №М-8). Организация для учета работы шин может помимо унифицированных форм первичных документов самостоятельно разработать и применять в хозяйственной деятельности свою документацию, отвечающую требованиям ст. 9 Закона о бухгалтерском учете (п. 100 Методических указаний по учету МПЗ). При этом формы документов, разработанные организацией самостоятельно, необходимо закрепить в учетной политике. Однако организации могут воспользоваться и существующим опытом. Например, Приказом Минсельхоза России от 16.05.03 №750 утверждены специализированные формы первичной учетной документации для предприятий АПК, в том числе карточка учета работы шин (форма №424-АПК), которая ведется с момента поступления шин и до момента их списания (утилизации). Также можно воспользоваться карточкой учета работы автомобильной шины, являющейся приложением к Приказу Судебного департамента при ВС РФ от 30.06.08 № 104 «Об утверждении Инструкции о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта». В приложении № 12 к ранее действовавшим Правилам эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утвержденным Распоряжением Миктранса России от 21.01.04 №АК-9-р, также приведена форма карточки учета работы шины.

В карточке учета работы шины указывается техническое состояние шины, находящейся на автомобиле, в том числе дефекты, характер и размер повреждений. Для шин, бывших в эксплуатации, при установке на другой автомобиль записывается их предыдущий пробег. После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается по той же карточке. Ежемесячно в каждую карточку вносится фактический пробег.

При замене шины на ходовых колесах запасной шиной водитель обязан сообщить лицу, ответственному за учет работы шин, дату замены, заводской номер замененной шины, показания спидометра в момент установки. Эти данные также фиксируются в карточках.

Если шина снимается с эксплуатации, в карточке учета указываются дата демонтажа, полный пробег, причина снятия, определяемая комиссией, остаточная высота рисунка протектора (по наибольшему износу), место, где будет производиться ремонт, восстановление или утилизация шины. При направлении шины на восстановление, углубление рисунка протектора или в утиль карточка учета работы шины подписывается членами комиссии, которые производят осмотр шины. В данном случае карточка учета является актом списания шины. На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы.

При утилизации шин (полный износ, неисправное повреждение) помимо стандартного оформления карточки учета работы шин составляется акт на их списание (утилизацию). Данный документ оформляется комиссией, назначенной руководителем предприятия. В акте на списание (утилизацию) указывается причина списания шины: недопустимая остаточная высота рисунка протектора; разрушение, не подлежащее ремонту (разрыв, продольный прорез и т. д.).

Списание стоимости шин в расходы организации

Стоимость шин организация имеет право списывать в расходы при наступлении следующих обстоятельств:

В момент фактического выбытия по причине износа или повреждения;

В момент установки на автомобиль;

Равномерно по мере использования.

В зависимости от выбранного способа отражения стоимости шин в составе затрат организации меняется и отражение в учете утилизации шин. Остановимся на каждом способе учета подробнее.

1. Списание стоимости шин в затраты в момент фактического выбытия по причине износа или повреждения.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов: на субсчете 10-5 учитываются наличие и движение приобретенных автомобильных шин в запасе и обороте. Из вышеизложенного прямо вытекает необходимость использовать субсчета второго порядка, например 10-5-1 «Шины в запасе, 10-5-2 «Шины в обороте». Тогда при приемке шин со склада в эксплуатацию оформляется бухгалтерская запись: Дт10-5-1 - Кт10-5-2 , а при списании шин с учета по причине непригодности к эксплуатации: Дт20, 23, 25, 26 - Кт10-5-2.

Однако при использовании такого варианта нарушается методология бухгалтерского учета, и вот почему. Согласно п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (Приказ Минфина РФ от 06.10.08 №106н) учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности). При списании шин вследствие их непригодности к эксплуатации данное требование не соблюдается.

Кроме этого, такой способ учета искажает себестоимость оказываемых услуг, выполняемых работ, поскольку стоимость шин будет списана в отчетном периоде, в котором фактическая их эксплуатация была минимальной.

Таким образом, данный вариант учета шин не рекомендуется к применению. Для бухгалтеров, все-таки применяющих такой порядок списания стоимости шин, рассмотрим его отражение на примере.


2. Списание стоимости шин в затраты в момент их установки на автомобиль.

Согласно п. 93 Методических указаний по учету МПЗ по мере отпуска материалов со складов (кладовых) подразделения на участки, в бригады, на рабочие места они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство (20, 23).

В соответствии с п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

Расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

Сумма расхода может быть определена;

Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Эта уверенность имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Кроме этого замену шин, приобретенных вместо непригодной авторезины, поступившей в составе автомобиля, можно считать ремонтом машины, следовательно, на основании п. 27 ПБУ 6/01 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором ремонт завершен.

На основании вышеизложенного применение данного варианта учета шин можно считать обоснованным.

Однако независимо от того, числятся автомобильные шины на балансовом учете или уже нет, бухгалтеру придется отслеживать их движение. Ведь в процессе эксплуатации шины может возникнуть необходимость ее ремонта, а после того, как ресурс шины выработан, руководству предприятия приходится решать вопрос о необходимости восстановления отработанной резины либо ее утилизации. И в том, и в другом случае шины передаются третьим лицам, специализирующихся на восстановлении (утилизации) шин. для этого организации необходимо наличие точных сведений об их количественной и стоимостной оценке. Также необходимо помнить, что при утилизации шин образуются отходы производства, и организации следует применять методики их учета, закрепленные в бухгалтерском и налоговом учете. При этом количество образовавшихся на предприятии отходов непосредственно влияет на размер экологических платежей.

Для того чтобы контролировать сохранность используемых шин, списанных с баланса, советуем организовать их забалансовый учет на дополнительно введенном счете, например на счете 012 «Шины, переданные в эксплуатацию». Данный забалансовый счет следует включить в рабочий план счетов организации.


3. Списание стоимости шин равномерно по мере их использования.

При выборе данного способа отражения стоимости шин в составе расходов организации соблюдается принцип соответствия доходов и расходов, закрепленный в п. 19 ПБУ 10/99, существует экономическая обоснованность при применении данного варианта учета (шины списываются в периоде их фактического использования).

Вариант равномерного списания шин также допускается нормативными актами по бухгалтерскому учету. В частности, в силу п. 94 Методических указаний по учету МПЗ стоимость материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам, зачисляется на счет учета расходов будущих периодов. Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н: затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией, в течение периода, к которому они относятся.

Кроме этого, для бухгалтеров крупных транспортных компаний списание стоимости шин на затраты в момент их ввода в эксплуатацию может существенно повлиять на показатель прибыли.

Таким образом, применение данного варианта учета стоимости шин и их списания является наиболее оптимальным (см. пример 2).

Списанные шины, использование которых возможно в хозяйственных целях или которые подлежат сдаче в виде отходов (подлежат утилизации), приходуются на склад организации на основании акта на списание и накладной на


внутреннее перемещение материальных ценностей (п. 129 Указаний по учету материально-производственных запасов). Остающиеся от списания шин отходы оцениваются по сложившейся на дату списания стоимости исходя из цены возможного использования и зачисляются по указанной стоимости на финансовые результаты организации. Согласно Плану счетов наличие и движение изношенных шин и утильной резины учитываются на счете 10, субсчет 6 «Прочие материалы», как отходы.

В целях исчисления налога на прибыль под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению (п. 6 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Автомобильные шины, не подлежащие дальнейшему использованию, при налогообложении прибыли также являются возвратными отходами, и их оценка при реализации на сторону производится по цене реализации (подп. 2 п. 6 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Поступления от продажи изношенных автомобильных шин признаются прочими доходами, для учета которых Планом счетов предназначен счет 91, субсчет 1 «Прочие доходы».

Реализация возвратных отходов согласно 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признается объектом налогом на добавленную стоимость. Налоговая база по НДС определяется как стоимость таких отходов, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, без включения в них НДС (п. 1 ст. 154).

В целях исчисления налога на прибыль доходы от реализации возвратных отходов учитываются в составе доходов от реализации (ст. 249 Налогового кодекса РФ). Полученные доходы уменьшаются на стоимость возвратных отходов, а также иных расходов, связанных с их реализацией (п. 1 ст. 268 НК РФ).



В.Г. Молчанов,эксперт
Правовой консалтинг ГАРАНТ

В коммерческих организациях числятся на балансе транспортные средства – грузовые и легковые автомобили. В период эксплуатации данные транспортные средства подвергаются амортизации, естественным образом изнашиваются детали автомобилей, шины и покрышки. В статье рассмотрен порядок учета норм списания и срок службы автомобильных шин.

Ключевые слова: нормы списания запасных частей и расходных материалов, учет, запасные части, расходные материалы, коммерческие организации

Нормы эксплуатационного пробега. В настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают каких-либо норм списания запасных частей и расходных материалов (в том числе шин), используемых при эксплуатации автотранспортных средств коммерческих организаций.

В соответствии с письмом Минтранса России от 24.08.2012 № 03-01/10-2830ш нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин определяются заводом-изготовителем автомобильных шин.

Таким образом, руководитель организации вправе установить своим приказом нормы пробега автомобильных шин, основываясь на информации заводов-изготовителей. Если таковая отсутствует, то может быть использован опыт эксплуатации транспортных средств в организации, а также доступная информация заводов-изготовителей об аналогичных автомобильных шинах.

В любом случае при разработке и утверждении норм эксплуатационного пробега следует учитывать, что они должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ (НК РФ), т.е. быть обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными.

Кроме того, в соответствии с подп. 5.1 п. 5 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 "О правилах дорожного движения", эксплуатация транспортных средств запрещается при наличии у легковых автомобилей шин с остаточной высотой рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей – 1 мм, автобусов – 2 мм.

Очевидно, что высота протектора зависит не только от пробега шин, но и от условий эксплуатации. То есть автомобильные шины могут быть сняты с эксплуатации также в случае недопустимости их дальнейшего использования по причине их повреждений.

Бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете автомобильные шины, приобретенные отдельно от автомобиля, отражаются на сч. 10 "Материалы" в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее – План счетов).

В соответствии с п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее – Методические указания), при передаче в эксплуатацию материалы списываются на счета учета затрат.

При этом стоимость автомобильных шин списывается со сч. 10 "Материалы", субсчет 10.5 "Запасные части", в дебет счета учета затрат, например сч. 20 "Основное производство" (пп. 93 и 95 Методических указаний, пп. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н ПБУ 10/99).

Для осуществления контроля за движением автомобильных шин может быть организован их учет на забалансовом счете: Д-т сч. 012 .

При выбытии шин из эксплуатации на основании акта на списание они подлежат оприходованию на склад по стоимости отходов. Наличие и движение изношенных шин и утильной резины учитывается на сч. 10 "Материалы", субсчет 6 "Прочие материалы" как утильсырье.

Пунктом 111 Методических указаний установлено, что отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (т.е. по цене возможного использования или продажи).

Утилизация шин, не пригодных к восстановлению, может производиться путем заключения договора со специализированной организацией, занимающейся утилизацией шин.

Согласно п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию предметов, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующие суммы зачисляются на финансовые результаты у коммерческой организации, т.е. в бухгалтерском учете отходы, остающиеся от списания материальных ценностей (утильсырье), относятся в кредит сч. 91: Д-т сч. 10 "Материалы", субсчет 6 "Прочие материалы" К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы" – изношенные шины приняты к учету как утильсырье.

Сдача изношенных шин специализированной организации оформляется в бухгалтерском учете как обычная реализация материалов. Доход от продажи материально-производственных запасов учитывается в составе прочих доходов (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н): Д-т сч. 62 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы" – признан доход от продажи шин специализированной организации .

При этом утилизируемые шины списываются со сч. 10 "Материалы", субсчет 6 "Прочие материалы" и отражаются как прочие расходы организации в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н:

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы" К-т сч. 10 "Материалы", субсчет 6 "Прочие материалы" – списана стоимость реализованных шин;

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы" К-т сч. 68 начислен налог на добавленную стоимость (НДС).

В то же время, по мнению автора, шины, которые подлежат списанию с последующим выбытием, могут не отражаться на счетах бухгалтерского учета. Их стоимость была включена в себестоимость работ, услуг при отпуске в эксплуатацию, а учет в целях контроля был организован на забалансовом счете.

Тогда, в случае продажи шин, в бухгалтерском учете выбытие отразится следующими записями:

Д-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы" – признан доход;

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы" К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" – начислен НДС;

К-т сч. 012 списаны с забалансового счета выбывшие шины.

К сведению. Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ) определяет, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", покрышки отработанные относятся к 4-му классу опасности.

Шины, подлежащие утилизации в качестве опасных отходов, могут не отражаться на счетах бухгалтерского учета по рыночным ценам, их выбытие (передача для утилизации) отражается списанием по кредиту забалансового счета.

Передача таких отходов в переработку находит отражение и в журнале учета образования и движения отходов, и в разд. 4 "Размещение отходов производства и потребления" приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду". Данные журнала учета образования и движения отходов удостоверяются договорами с профильными фирмами и актами выполненных работ. Фактический объем отходов подтверждается справкой специализированной организации.

Аналогичная ситуация возникает и в тех случаях, когда изношенные в процессе эксплуатации камеры и покрышки с текстильным и металлическим кордом, не подлежащие восстановлению и сдаются организации-переработчику для утилизации за плату. Фактический объем утиля, переданного в переработку специализированной организации, указывается в актах выполненных работ.

Налоговый учет. Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Приобретенные автомобильные шины организация может учесть в налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (НК РФ), либо в составе материальных расходов, связанных с производством и реализацией на основании подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ. При этом вопрос о признания поврежденных шин возвратными отходами для целей налогообложения является неоднозначным.

В соответствии с п. 6 ст. 254 НК РФ под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.

При этом важным фактором в данном случае является то, что остатки могут быть признаны возвратными отходами в целях налогообложения прибыли, если они частично утратили свои потребительские качества и не используются по назначению.

Из буквального прочтения нормы п. 6 ст. 254 НК РФ шины, подлежащие утилизации, не пригодные к дальнейшему использованию, не признаются возвратными отходами. Однако, по мнению автора, при выбытии шин ранее срока их нормативного использования возможно использовать данную норму и уменьшить сумму материальных расходов на стоимость возвратных отходов, определенную одним из методов, закрепленных в подп. 2 п. 6 ст. 254 НК РФ.

Список литературы

  • Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  • Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
  • О правилах дорожного движения: постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.
  • Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
  • Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
  • Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
  • Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
  • Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
  • Об утверждении федерального классификационного каталога отходов: приказ Минприроды России от 02.12.2002 № 786.
  • Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду: приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204.
  • Письмо Минтранса России от 24.08.2012 № 03-01/10-2830ш.

Образец - акт дефектации акт списания - принт гарант

Нормативного акта, устанавливающего норму эксплуатации шин и. Акт на списание автошин комиссия в составе. Долю операций, облагаемых ндс, обусловьте исходя из цены отгруженных продуктов (работ, услуг, имущественных прав), облагаемых ндс, в общем объеме отгрузки за налоговый период.

Описаны советы и даны ссылки на законодательные акты по бухучету авто шин. Упомянутые правила не позволяют снимать шины с эксплуатации и передавать их в утиль либо восстановление, если они по собственному техническому состоянию применимы для эксплуатации (п. По воззрению создателя, в любом случае авто шины оцениваются экспертной комиссией на основании акта на списание.

Учет автошин зимней сезонной изношенной нормы списания

Для подготовки акта списания главных средств в нашей организации. Измерение высоты рисунка протектора в 4 сечениях показало, что фактическая высота протектора равна 4,3 мм (4,5 4,4 4,0 4,3) 4,0). Моноблок с ячеистыми крышками и перемычками над крышками (древняя конструкция). 20 года в эксплуатацию шины и признала их пришедшими в.

Нормы списания автошин консультант плюс

Некие организации, не имея собственных тс, арендуют авто у физических лиц. Во всех других случаях акты следует оформлять на общем бланке организации, который должен включать весь нужный состав неотклонимых частей документа. В конце концов, в-4-х, аннотация к плану счетов прямо предписывает учесть авто шины (находящиеся в припасе и обороте) в составе запчастей (счет 10-5 аннотации к плану счетов).

Акт списания форма акта списания торг-16 образец бланка

В каждом сечении высота рисунка определяется по зоне беговой дорожки, имеющей наибольший износ. При выбытии шин из эксплуатации на основании акта на списание они подлежат оприходованию на склад по цены отходов. Так как момент списания цены авто шин не.

Как следует, списывать авто шины со счета 10 материалы. При таком подходе операция по приобретению и списанию шин отражается так. Акт выполненных работ по ремонту автомобиля амортизация. Всесезонные шины эксплуатируются повсевременно, до полного их износа либо порчи. Скачать акт на списание эталон авто шины. Может быть использовать два варианта формулировки заголовка с предлогом о (об) либо без него.

Списание автомобильных шин и аккумуляторов

главный редактор журнала «Бюджетные организации: бухгалтерской учет и налогообложение»

В процессе эксплуатации автомобильные шины и аккумуляторы приходят в негодность, они становятся опасны для эксплуатации и подлежат замене. Выданные в пользование взамен изношенных новые запасные части учитываются на забалансовом счете 09 Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных. Нормативного акта, устанавливающего норму эксплуатации шин и аккумуляторов, нет. В статье даны рекомендации по установлению в учетной политике методик определения нормы эксплуатации данных запасных частей, рассмотрены действия бухгалтера при списании непригодных к дальнейшей эксплуатации шин и аккумуляторов со счетов бухгалтерского учета.

Шины, аккумуляторы имеют определенный срок службы - нормативный. Для определения данного срока с учетом ряда особенностей следует руководствоваться:

Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ О безопасности дорожного движения

Нормами эксплуатационного ресурса автомобильных шин в соответствии с Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденными Минтрансом РФ 04.04.2002 (далее - Временные нормы)

Методическим руководством по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (утв. Минэкономики РФ 04.06.1998 РД 37.009.015-98) (далее - Методическое руководство РД 37.009.015-98)

Правилами установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.05.2010 № 361 (далее - Правила № 361).

Норма эксплуатации автомобильных шин

Согласно нормам ст. 19 Федерального закона № 169-ФЗ запрещена эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определены Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 . В разделе 5 данного перечня приведен перечень повреждений автомобильныхшин, при которых автомобиль нельзя эксплуатировать. Среди таких повреждений названы:

  • остаточная высота рисунка протектора шин легковых автомобилей менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм, мотоциклов и мопедов - 0,8 мм
  • наличие у шин внешних повреждений (пробои, порезы, разрывы), обнажающих корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины
  • отсутствие болта (гайки) крепления или наличие трещин диска и ободьев колес, наличие видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий.
  • Таким образом, данные повреждения являются основаниями для выведения шин из эксплуатации, установки вместо них новых и, соответственно, отражения этих операций на счетах бухгалтерского учета.

    Степень стирания рисунка протектора зависит в том числе и от пробега шин. Прохождение автомобилем определенного количества километров тоже может быть основанием для прекращения эксплуатации и списания шин со счетов бухгалтерского учета.

    До 1 января 2007 года для расчета нормы эксплуатационного пробега шин применялась формула, приведенная во Временных нормах. С этой даты срок действия Временных норм истек (Распоряжение Минтранса РФ от 05.01.2004 № АК-1-р), в то же время по распоряжению учредителя учреждение вправе использовать их положения. Например, Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 30.06.2008 № 104 (в ред. от 14.02.2011) (далее - Приказ СД при ВС РФ № 104) определено, что в целях упорядочения эксплуатации служебного автотранспорта и организации автотранспортного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, Судебного департамента при ВС РФ и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ при эксплуатации автотранспорта следует руководствоваться в том числе и Временными нормами. В случае если в отношении вашего бюджетного учреждения учредителем не принято такого решения, вы вправе в свой учетной политике установить формулу для определения нормы эксплуатационного пробега шин, используемых в учреждении, руководствуясь Временными нормами.

    Так, в приложении к учетной политике, основываясь на сведениях, приведенных в табл. 1 - 9 Временных норм. можно установитьсреднестатистический пробег шин с учетом поправочных коэффициентов, которые зависят от условий работы. В случае если по автомобилям, эксплуатируемым в учреждении, сведения во Временных нормах отсутствуют, учреждение устанавливает эксплуатационную норму пробега самостоятельно.

    На балансе учреждения числится автомобиль Toyota, за которым закреплено 2 комплекта шин - летний и зимний (195/70 R 14) (учитываются на забалансовом счете 09). Бюджетное учреждение, руководствуясь Временными нормами, установило в своей учетной политике следующее.

    Норма эксплуатационного пробега шины (Hi) рассчитывается по следующей формуле:

    Нормы списания автошин

    Подборка наиболее важных документов по запросу Нормы списания автошин (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

    Нормативные акты. Нормы списания автошин

    Приказ Минсельхоза РФ от 16.05.2003 N 750

    Статьи, комментарии, ответы на вопросы. Нормы списания автошин

    Корреспонденция счетов: Автотранспортная организация в декабре установила на автомобиль комплект зимней резины, приобретенный в ноябре и учтенный в составе материалов. В следующем месяце по вине водителя были испорчены 2 шины. Рыночная стоимость испорченных шин с учетом износа составляет 4600 руб. и возмещена работником в добровольном порядке.

    Акт списания шин образец. Машина туризмо в самп.

    Лёнькина комната - весь материал в наличии, только руки приложить. Откуда взялись негры, если Адам и Ева - белые, а эволюции не существует? По счастью, не у всех детство прошло в тюрьме среди наглого, неотёсанного хулиганья. Не все выросли безымянными дуболомами с кличкой. а цветы весной обязательны! И дня бы без плеера не протянул. Лавров отказался от своих десантников попавших в плен в Украине: И правда. нет ни докзательств ни записей разговоров, ни захваченного российского оружия, ни слов полевых командиров террористов. - Еду за солярой, буксую в глине. Ебаааать, песня просто мега играет тут. Ну не могу я на тебя долго обижать

    error: