Что такое станция в альпинизме. Варианты организации станции страховки ©. Фактор срыва и тормозной путь

Если вы зарабатываете себе на жизнь выполняя высотные работы методом промышленного альпинизма, то одним из самых важных вопросов для вас является вопрос обеспечения безопасности. Если он для вас не является важным, то эффективность этой работы с большой долей вероятности в результате будет не очевидной, поскольку на лечение или похороны нужно будет потратить довольно много денег. В этой статье я постараюсь передать главные аспекты этой философии в самом простом приближении и для базового и простого варианта, работы в безопорном пространстве.

Вчера я очередной раз пообщался с балбесами, не правильно представляющими себе вопрос обеспечения личной безопасности и не это является проблемой, а то, что балбесы считают себя вполне успешными и состоявшимися профессионалами. Кроме того, я вчера, ура, получил образец нового страховочного устройства от CAMP, имеющего название .

В данной статье, я сразу хочу провести рамки, речь идёт о работе на верёвке в безопорном пространстве, то есть системе, когда спусковая и страховочная верёвка закреплены вверху и вы на этой верёвке (или верёвках в случае неоходимости горизонтальных перемещений) спускаетесь или поднимаетесь, осуществляя страховку за отельную верёвку (или веревок в случае существенного разнесения спусковых). Обеспечение страховки при работе в опорном пространстве требует другой теории и описания.

Очевидное

Для начала, я очередной раз выдам очевидные и уже надоевшие, само собой, банальные истины.

  • Страховочная верёвка всегда должны быть независимо от того 300 метров под вами или 3
  • Панический рефлекс - это реальность, а не выдуманная теория. Наибольшая опасность в методах страховки связана именно с этим понятием.
  • Страховочная верёвка практически никогда не должна использоваться не для страховки без крайней необходимости. Есть исключения, но в рамках этой статьи о них разговора нет. Страховочная верёвка должна выполнять строго определённую отведённую ей роль.
  • Страховочная веревка не должна быть динамической (с удлинением больше 6 процентов при нагрузке в 80 кг), также она не должна быть суперстатической с удлинением меньше 3 процентов.
  • Верёвка для страховки не должна в случае обрыва основной запустить вас в увлекательный полёт с неизвестным финалом маятником, потому, что она была закреплена в стороне от основной.
  • Промальп должен отчётливо понимать, что происходит и бывает при обрыве основной верёвки. Чаще всего несчастные случаи происходят на небольшой высоте, когда глубина падения больше, чем глубина реакции страховочного устройства.

Разумность (призываю включить мозг)

Обеспечить безопасную работу можно используя практически любые способы страховки. Можно успешно страховаться с помощью прусика из 8-мм шнура, грамотно завязанного на верёвке, жумара или многочисленных дешёвых зажимов типа капля, что само собой, я не призываю делать. Это допустима в крайних случаях, как мне кажется, но, если это норма, а не исключение, такой способ совершенно не эффективен с точки зрения продуктивности работы и опасен постоянным искушением правило нарушить. При понимании того, что происходит при возникновении динамической нагрузки на страховочную верёвку и зажима, есть все шансы остаться в списке живых и здоровых людей.

Понимание опасности от такого эффекта, как панический рефлекс даёт все преимущества в той игре, в которую мы все играем от рождение до смерти. Иллюзорность надёжности очень высока. Нет ни одного шанса, что при обрыве верёвки вы отпустите страховочное устройство и этот факт носит давно уже не теоретический характер.

Использование динамики для страховки. Можно просто посчитать. Над вами 100 метров. Под вами 10 до земли. Ваш вес 80 кг. Вы используете ASAP , не дающий лишнего проскальзывания. Обрыв основной верёвки отправляет вас в падение. Динамика - это резинка, поэтому к тому моменту как она начнёт стремиться задержать падение вы накопите достаточно кинетики. Удлинение динамики обычно 7-9 процентов для нагрузки в 80 кг. То есть, даже не учитывая кинетику падения в статическом состоянии вы повисните в 1-3 метрах от земли. Но этого не произойдёт, потому что вы не из ваты, а из мяса и встреча с землёй будет такой, что не оставит вам шанса уйти на своих ногах домой.

Использование суперстатики из наикрепчайшего арамида, кевлара, дайнемы и прочего также недопустима. Срабатывание страховки это всегда динамический процесс. Поэтому, нагрузки при срабатывании на суперстатике будут запредельными для точки закрепления, устройства и вас. Результат может быть не очень.

Козырной ASAP

Выпущенный компанией Petzl не так давно с претензией на идеальное страховочное устройство. Обязательно с амортизатором 20 или 40 см при использовании вопреки часто встречающемуся мнению, что и без амортизатором нормально. ASAP решает главную проблему в обеспечении безопасности - исключение панического рефлекса. Фиксация произойдёт в любом случае, схватитесь вы за него или нет. Глубина срабатывания, насколько я знаю составляет порядка метра на практике. То есть при обрыве верёвки вы пролетите то расстояние, которое отпущено длиной амортизатора и положение устройства в момент падения и глубину проскальзывания до полной фиксации.

Также нужно упомянуть о проблеме выдувания верёвки в момент, когда выше вас её много, а ниже не очень. Ветер может вытягивать верёвку из устройства и чем больше её вытянет, тем больше глубина падения в случае возникновения этой ситуации.

Резюмируя я хочу убедить вас, что даже такое идеальное устройство как ASAP не позволяет забывать о постоянном контроле этого звена.

Скользящие устройства, попробуй обгони

Принцип устройств в том, что они скользят по верёвке и не требуют участия при спуске или подъёме. Поэтому, они всегда ниже точки закрепления самостраховки на системе, поэтому всегда при срабатывании будет обеспечено падение на определённую глубину. Срабатывание устройства возникает при небольшом ускорении прохождения верёвки через него. Все устройства такого рода имеют возможность ручной блокировки свободного скольжения и в этом случае его можно зафиксировать выше точки и обеспечить минимальную глубину падения. При этом все они имеют проскальзывание по верёвки до фиксации, какие-то больше, какие-то меньше. Поэтому, чем меньше длина самостраховки, тем лучше. Рекомендуемая длина - 40 см. Это вполне комфортная длина, которая позволяет не испытывать неудобство от того, что зажим мешается при работе и в тоже время обеспечивает небольшую глубину падения. Выдувание верёвки в этих устройствах не происходит за счёт чувствительного срабатывания, не позволяющего верёвке выскальзывать вверх. Панический рефлекс, как возможность плохого развития событий минимизирован, при том, что этот риск всё равно есть. Можно случайно в падении устройство схватить.

Лидером на данный момент по качеству и надёжности, совершенно очевидно является от CAMP . Обеспечивая минимальную глубину проскальзывания оно кроме этого рассчитана на применение с нагрузкой до 200 кг. Самым популярным является Kong BackUp , завоевавший популярность за счёт адекватной стоимости и хороших характеристик. Уже не одному моему знакомому он спас жизнь, причём именно за счёт быстрой реакции устройства на падение.

Зажимы требующие дисциплины, которые вообще-то использовать нельзя, и при этом все используют

Многим промальперам использование зажимов, которые нужно двигать по верёвке рукой стоило жизни и здоровья. Есть две причины, а точнее опасности. Первый и самый главный- это панический рефлекс. При обрыве основной верёвки в момент, когда рука держит зажим, нормальный и здоровый человек его не отпустит. Инстинкт самосохранения - самый сильный из инстинктов и преодоление его осознанием ситуации требует времени во много раз превышающем то время, что отпущено на реакцию. На практике, человек даже не может вспомнить что произошло, если он, само собой ещё жив. Второй причиной является то, что часто зажим оказывается слишком низко, потому, что промальпер просто не передвинул его при подъёме по верёвке. В этой ситуации высока степень плохого развития событий. Человек может долететь до земли, если высота не большая. Может произойти перекусывание, переплавление верёвки, снятие рубашки с неё. Также есть зажимы, которые на практике деформировались и ломались. Самым распространённым типом в этом многочисленном типе являют собой устройства с названием капля

Некоторые зажимы могут протягиваться по верёвке вверх без участия, если вес верёвки, уходящей вниз позволяет. Самым распространённым у нас является, и его младший брат . Можно достаточно безопасно использовать эти зажимы для страховки, потому, что у них очень хорошие динамические и эргономические свойства. Главное помнить о паническом рефлексе и при спуске двигать уcтройство не беря его рукой, а зажимая самый низ большим и указательным пальцем. При движении вверх, чтобы уменьшить глубину возможного падения, я на практике, пускаю самостраховку над сгибом руки, толкающей жумар. В этом случае зажим всегда максимально высоко. Но эти зажимы не являются страховочными, они созданы для других целей. Я пишу о них сейчас только потому, что они в любом случае лучше с точки зрения безопасности, чем те, которые описаны в прошлом абзаце и, поэтому я о них пишу.

IRATA позволяет

И теперь главный класс устройств, который допустим для страховки при условии соблюдения дисциплины и при исключении главной опасности в виде панического рефлекса. Это практика IRATA, ассоциации, у которой за всю историю не было ни одного смертельного случая, наскольо я знаю, и их философия использования буксируемых устройств.

Есть несколько страховочных устройств, позволяющих протягивать их по верёвке не трогая сам зажим руками. Это в частности Pezl Shunt , DMM Catch , недавно появившийся S.Tec Duck R . Также неплохое устройство , работающее по этому принципу предложили парни из Krok, которые протестировали его на срыв с фактором 1 и 2. Все эти устройства объединяет способ их использования для страховки. Они передвигаются за дополнительные шнурки, которые в случае срабатывания не могут удержаться рукой или отщелкиваются при срыве. Поэтому, на примере Petzl Shunt, короткий шнурок ввязывается в предназначенное для него места и при работе держится между главным и указательным пальцем (и только так). В данный момент, насколько я знаю, Petzl официально говорит о неприменимости Шанта для страховки, но использует ли его сейчас IRATA для страховки, честно говоря, не знаю. Я не вижу особых отличий в плане безопасности Шанта от других устройств в этом классе.

Всё остальное

Все остальные варианты страховки находятся вне данной статейки, их как мне кажется применяют очень отважные люди, очевидно считающие промышленный альпинизм экстремальным видом спорта. Этот абзац я пишу прежде всего тем парням, которые вчера убеждали меня, что они абсолютно уверенны в себе, когда работают на двух разнесённых верёвках с использованием двух спортивных по своей сути Gri-gri .

Такие дела.

Тимур Ахмедханов, промышленный альпинист



Страховочная цепь состоит из: страхующего, самостраховки страхующего, страховочной станции, страхующего устройства, промежуточных точек страховки, страховочной системы, карабинов и веревки, которая все это соединяет.

Основное правило при выборе снаряжения для организации страховочной цепи это использование снаряжения изготовленного, испытанного и сертифицированного именно для выполнения данной задачи.

Поэтому категорически запрещается использовать для нижней страховки статическую веревку и не рекомендуется использовать для самостраховки усы из ленты и самостраховки для ИТО типа дейзи чейн. Но даже использование сертифицированного снаряжения не дает гарантий - применение снаряжения с ошибками или использование ошибочных технических приемов также очень опасно.

Рассмотрим силы, которые действуют на разные элементы страховочной цепи при срыве.

Внимание! Во всех расчетах мы принимаем вес сорвавшегося 80 кг, но нужно помнить, что при весе сорвавшегося большим, чем 80 кг усилия значительно вырастут. Например если рывок при весе сорвавшегося 80 кг и факторе рывка 1,7 (это стандарт для испытаний по UIAA) составит 8,3 кН, то при весе сорвавшегося 114 кг и аналогичных прочих условиях рывок составит 11,1 кН, что очень близко к установленному UIAA пределу безопасности для сорвавшегося в 12 кН. А главное, что при этом на промежуточную точку страховки будет воздействовать усилие более чем в 18 кН, что находится далеко за границей прочности для любого страховочного снаряжения кроме стационарных (шлямбурных) крючьев. Поэтому стоит обратить самое серьезное внимание на вес лидера, и дать себе правдивый ответ - сколько вы весите со всей одеждой, рюкзаком, снаряжением, биваком и т. д. Ваша безопасность напрямую зависит от этого ответа. Оценив вес сорвавшегося вы можете оценить максимальный фактор рывка, падение с которым не травмирует сорвавшегося и не приведет к разрушению страховочной цепи.


Согласно стандартам безопасности UIAA сила рывка на сорвавшегося при любых условиях не должен превышать 12 кН, практически все современные веревки гарантируют (для новой и сухой веревки), что эти сила не превысит 9 кН. Следует помнить, что сила рывка на сорвавшегося зависит от его веса, фактора рывка и качества веревки (ее растяжимости) и НЕ ЗАВИСИТ от глубины падения. На эту тему написано очень много - посмотреть на расчеты можнотут или тут .

Эта сила воздействует на сорвавшегося через страховочную систему , прочность которой согласно стандартам UIAA составляет не менее 15 кН, что вполне достаточно и дает почти двукратный запас прочности. (Обсуждение использования только нижней или полной страховочных систем выходит за рамки данной статьи, плюсы и минусы каждого варианта многократно обсуждены, и выбор каждый альпинист делает сам для себя в зависимости от маршрута и ситуации. UIAA рекомендует использовать нижнюю страховочную систему - беседку.)



Ситуация, при которой карабин при рывке развернется, и усилие окажется приложено к карабину поперек длинной оси, с высокой степенью вероятности приведет к разрушению карабина, разрыву страховочной цепи и потере страховки. Обычный карабин выдерживает при приложении нагрузки поперек длинной оси от 7 до 9 кН, что не оставляет никаких запасов прочности при тяжелом рывке. Особенно опасна практика прикрепления к страховочной веревке с помощью карабина именно там, где она и получила широкое распространение - на простых маршрутах среди начинающих альпинистов и среди горных туристов. И те и другие часто используют статические или просто старые веревки (не смотря на то, что это недопустимо) и совершают походы и восхождения с тяжелыми рюкзаками. Классическая отговорка звучит так - «маршрут простой - падать тут негде», но с использованием старой или статической веревки при падении на 1-2 метра с фактором рывка 1 сила рывка может значительно превысить прочность карабина.

Страховочная веревка. На сегодняшний день это одна из самых надежный частей страховочной цепи, современные стандарты даже не оговаривают ее прочности, сила максимального рывка это гораздо боле важный фактор. Все современные веревки гарантируют нагрузку на сорвавшегося при весе груза 80 кг и факторе рывка 1,77 не более 9 кН, что оставляет запас на старение веревки, ее намокание и т. д., в любых условиях рывок не превысит установленного UIAA предела безопасности в 12 кН. По данным независимых тестов прочность современных статических и динамических веревок составляет не менее 15 кН с завязанным узлом «восьмерка». Что дает опять практически двукратный запас прочности. При использовании веревок типа Half (двойная, половинка) или Twin (сдвоенная) также достигается повышение надежности страховочной цепи от перебивания веревки камнями или от обрыва на остром ребре. Прочностные и динамические характеристики веревок типа Half и Twin не уступают характеристикам одинарных веревок.

Силы действующие на промежуточную точку страховки.


Согласно закону сложения сил на верхнюю промежуточную точку страховки действует сила равная 1,66 силы, которая действует на сорвавшегося. Коэффициент 1,66 возникает из-за того, что часть усилия рывка тратится на преодоление силы трения в карабине, если бы силы трения не было то на точку действовала бы сила равная двойной силе рывка. Данный фактор делает верхнюю промежуточную точку самым нагруженным и соответственно самым слабым звеном в страховочной цепи. Посмотрите на свое снаряжение, у вас нет ни одно из устройств для организации промежуточных точек страховки (за исключением ледобуров), которое выдерживает рывок в 15 кН, который возникает на промежуточной точке при силе рывка на сорвавшегося в 9 кН. И это только паспортные характеристики снаряжения, которые не учитывают непрочность породы и ошибки при установке снаряжения на рельефе.


Также следует помнить, что практический фактор рывка часто оказывается выше теоретического - трение веревки о рельеф, трение в карабинах снижают способность веревки поглощать энергию падения. Исходя из этого знания срывы с фактором рывка > 1 возможны только при использовании в качестве промежуточных точек страховки стационарных (шлямбурных) крючьев, прочность которых находится в диапазоне от 18 до 22 кН.

Альпинистские карабины, петли и оттяжки выдерживают нагрузка не менее чем 22 кН, что достаточно для использования в любом месте страховочной цепи. Внимание! Не смотря на то, что петли и оттяжки обладают необходимым запасом прочности, следует помнить, что их динамические характеристика мало отличаются от характеристик стального троса. Особенно это заметно на коротких оттяжках, основную длину которых составляет сшивка в три слоя ленты и страховочные станции, на которых петли используются сложенными в 2, 4 или даже 6 раз. Увеличение количества одновременно нагруженных ветвей приводит к значительному снижению динамических характеристик петли. Страховочное устройство. Стандарт на страховочно/спусковые устройства UIAA вводит только с 2012 года, устройства выпущенные до этого времени тестировались только производителем. Независимые тесты показали, что обычная «восьмерка» выдерживает нагрузку более 30 кН, устройства типа реверсо и шайба Штихта также обладают необходимым запасом прочности. На сегодняшний день UIAA рекомендует для занятия альпинизмом устройства базирующиеся на принципе Шайбы Штихта (стакан, корзинка, реверсо, ATX-XP, ATX-XP Guide и т.д.), устройства типа «восьмерка» в каталогах многих фирм проходят как «олд скул» устройства.


Страховочно/спусковые устройства типа реверсо обладают набором неоспоримых преимуществ по сравнению с «восьмерками» - они не крутят веревку, позволяю нормально работать с двойной веревкой на спуске и при страховке, позволяют организовать автоматическую фиксацию веревки при страховке второго, дают возможность организовать безопасное и комфортное лазанье в тройке и многое другое. Напротив в практике применения «восьмерок» в России сложился очень опасный стереотип - веревку в восьмерку заправляют через карабин, а не через «шейку» устройства.


Данный вариант использования подходит только для статических и «дубовых» веревок неизвестного происхождения, которые могут применяться только для верхней страховки и перил. При страховке современной «мягкой» динамической веревкой такой вариант использования приводит к страховке «через карабин», что абсолютно недопустимо, так как не обеспечивает необходимый уровень торможения веревки и соответственно не является безопасным.

Второй распространенной ошибкой является встегивание страховочно/спускового устройства в две петли на обвязке. Производители снаряжения явно указывают единственно правильный способ – крепление в силовую петлю. При использовании первого способа происходит неправильная ориентация страховочно/спускового устройства в пространстве и регулярное приложение нагрузки на муфту карабина. В обоих случаях затрудняется работа с устройствами и повышается опасность.

Важно! Привязывание к страховочной веревке производится через ДВЕ петли. Страховочное устройство крепится в силовую петлю. Также очень опасным является широко распространенный способ перехватывания веревки при страховке.



Правильный способ.




Обычная ошибка – страхующий при нижней страховке далеко отходит от маршрута, при срыве лидера это приведет к сдергиванию страхующего, его подтаскиванию к скале, удару и возможно к потере страховки. Чтобы избежать этого, особенно в начале лазания, когда возможен срыв с высоким фактором рывка, страхующий должен находиться под маршрутом, чтобы рывок на него пришелся в направлении ВВЕРХ.

Способность страхующего удержать лидера при срыве повысится, если он заранее оценит направление рывка, возможность своего контакта с рельефом при рывке и предпримет меры снижающие вероятность ударов. Одним из самых простых методов является выбор правильной позы – с упором в рельеф, и смена страховочной руки, чтобы при ударе о рельеф не оказалась травмирована или зажата рука, контролирующая веревку.

Страховочная станция. Основным качеством страховочной станции является ее надежность - возможность выдержать рывок максимально возможной силы. Данная характеристика достигается распределением нагрузки на несколько точек страховки и наличием дублирования/подстраховки - которые обеспечивают выполнение станцией своих функций при отказе одного или нескольких элементов. Организация станций на одной точки возможна, только если это абсолютно надежная точка - монолитный скальный выступ, надежное живое дерево и т. д. Организация станции на одном стационарном крюке (шлямбуре) недопустима!

Рекомендации по организации страховочной станции достаточно подробно изложены в работе «Организация станций страховки» согласно рекомендациям нем. альпинистского союза DAV» и многих других пособиях. Посмотреть можнотут


Для меня достаточно спорным выглядят рекомендации по установке страховочного устройства непосредственно на страховочную станцию при нижней страховке. При страховке второго - верхней страховке, такое закрепление страховочного устройства на станцию это и правда очень удобный и надежный способ, особенно при использовании устройств типа реверсо в режиме автоблокировки. Но минусы при страховке лидера, на мой взгляд, перевешивают возможные плюсы.

Станция страховки К станции как точке страховки предъявляются следующие требования: Надежность Надежность всех элементов (точек и связочного материала). Станция должна выдерживать рывки фактора 2 – падение лидера без промежуточных точек страховки Избыточность Избыточность элементы должны дублироваться Выравнивание Выравнивание общая нагрузка на станцию должна равномерно распределяться на все точки. Отказ одной из точек не должен привести к большому «оседанию» всей станции. Пункт, предназначенный для организации страховки на маршруте, смены лидера, отдыха.


Материалы для организации станций Точки страховки: Точки страховки: Закладные элементы Закладные элементы Крючья/Шлямбура Крючья/Шлямбура Элементы рельефа/Деревья Элементы рельефа/Деревья Блокировочный материал Блокировочный материал Петли Петли Репшнуры Репшнуры Оттяжки Оттяжки Соединительный материал Соединительный материал Карабины Карабины Кольца Кольца


Виды станций – количество точек Станции на одной точке Станции на одной точке На дереве На дереве На песочных часах На песочных часах На скальном выступе/блоке На скальном выступе/блоке Станции на двух точках Станции на двух точках На стационарных шлямбурах На стационарных шлямбурах Ледобурах Ледобурах Надежных крюков Надежных крюков Станции на трех и более точках Станции на трех и более точках На скальном рельефе в его разнообразии На скальном рельефе в его разнообразии


Станции на одной точке Надежное дерево – обязательно проверить живое ли оно. Делать станцию как можно ближе к основанию – помнить про рычаг Надежное дерево – обязательно проверить живое ли оно. Делать станцию как можно ближе к основанию – помнить про рычаг Скальный выступ – убедиться что петля не соскользнет при работе/рывке. Продумать возможное направление рывка. Скальный выступ – убедиться что петля не соскользнет при работе/рывке. Продумать возможное направление рывка. Скальный блок – убедиться в монолитности, надежности, не поедет ли он при нагрузке Скальный блок – убедиться в монолитности, надежности, не поедет ли он при нагрузке


Деревья и петли Удавка По всей вероятности, он выдержит среднее падение, но при этом создается более высокая нагрузка в пункте, где стропа проходит через петлю, чем хотелось бы. Фактически, мы получаем мини-полиспаст, увеличивающей нагрузку на петлю, особенно при небрежном закреплении. Нагрузка распределяется только на две нити петли


Закрепление двойной петлей. Распределение нагрузки на четыре нити петли. Идеальный угол в этой ситуации –около 25 градусов. Это уменьшает нагрузку на петлю и карабин, а также снижает вероятность нагрузить карабин в трех направлениях. Для дальнейшего уменьшения риска неправильной нагрузки, использован специальный карабин.




Петля с дополнительным оборотом. Показан очень надежный, но слишком трудоемкий способ для использования на обычных восхождениях; вариант хорош для спасательных ситуаций. Узел эффективно удален от точки приложения нагрузки, нагрузка распределена на четыре нити петли. Угол между ветвями петли небольшой, страховочный карабин нагружается правильно.


Двойная петля с узлом Петля проходит вокруг дерева и связывается узлом восьмерка, чтобы создать пункт страховки. Это устраняет проблему нагрузки карабина по трем направлениям. Недостаток этого способа – трудно развязать затянувшийся под большой нагрузкой узел, чтобы снять петлю. Для облегчения развязывания, в узел можно вставить карабин




Станция на выступе Убедитесь, что выступ достаточно большой и надежный. Проверьте это, несколько раз попинав и подергав его. Удостоверьтесь, что петля не соскользнет с выступа. Хорошая прочная стропа в таких случаях будет работать лучше шнура, поскольку шнур может скатиться с камня, тогда как стропа может остаться на месте. За последние 25 лет в сборнике «Несчастные случаи на восхождениях в Северной Америке» отмечено не менее шести случаев срывов при спусках по веревке с использованием спусковой станции на единственном выступе. При спусках на точку может приходиться нагрузка до 3,5 кН. Нагрузки от срывов при подъеме намного больше!


Использование скального откола Отколы – стандартная для классических альпинистских маршрутов точка страховки. При должном использовании, они обеспечивают быстрые и безопасные пункты страховки как для подъема, так и для спуска по веревке. Как и в случае с валунами, они должны быть тщательно проверены до использования и, если требуется, дополнены другими точками. Точки страховки на выступах и отколах, обычно, работают в одном направлении и для полноценной станции должны использоваться с дополнительными пунктами страховки. Петля из стропы предпочтительнее круглого шнура и в этом случае. Острые края скалы могут перерезать вашу петлю при рывке - будьте внимательны! Старайтесь делать угол между ветвями петли поменьше (не используйте слишком короткие петли).


Точка на каменной пробке Большие камни иногда застревают в трещинах и называются пробками. После надлежащего испытания, пробка также может быть использована в качестве точки страховки. Иногда, можно создать искусственную пробку, заклинив подходящий камень в соответствующую трещину. Вариант на этом рисунке не может использоваться в качестве единственной точки станции, поскольку хорошо работает только при нагрузке, направленной вниз.


Точка страховки на «песочных часах» Иногда, естественные особенности скалы позволяют продеть петлю через естественное отверстие или туннель, чтобы обеспечить пункт страховки. В этом случае справедливы сделанные выше рекомендации в отношении материала петель, необходимости испытания надежности и опасности острых кромок. Показанная на этом рис. точка, непригодна в качестве единственной для станции, но может использоваться как часть многоточечной системы для организации надежной станции.







8, l >= 60 Новые, d >= 8, l >= 60 Проверить надежность породы Проверить надежность породы Крючья Крючья Лучше свои Лучше свои «Морковки», швеллера, якоря. Лепестки – хуже. «Морковки», швеллера, яко" title="Станции на двух точках Шлямбура Шлямбура Новые, d >= 8, l >= 60 Новые, d >= 8, l >= 60 Проверить надежность породы Проверить надежность породы Крючья Крючья Лучше свои Лучше свои «Морковки», швеллера, якоря. Лепестки – хуже. «Морковки», швеллера, яко" class="link_thumb"> 19 Станции на двух точках Шлямбура Шлямбура Новые, d >= 8, l >= 60 Новые, d >= 8, l >= 60 Проверить надежность породы Проверить надежность породы Крючья Крючья Лучше свои Лучше свои «Морковки», швеллера, якоря. Лепестки – хуже. «Морковки», швеллера, якоря. Лепестки – хуже. Другие надежные точки Другие надежные точки = 8, l >= 60 Новые, d >= 8, l >= 60 Проверить надежность породы Проверить надежность породы Крючья Крючья Лучше свои Лучше свои «Морковки», швеллера, якоря. Лепестки – хуже. «Морковки», швеллера, яко"> = 8, l >= 60 Новые, d >= 8, l >= 60 Проверить надежность породы Проверить надежность породы Крючья Крючья Лучше свои Лучше свои «Морковки», швеллера, якоря. Лепестки – хуже. «Морковки», швеллера, якоря. Лепестки – хуже. Другие надежные точки Другие надежные точки"> = 8, l >= 60 Новые, d >= 8, l >= 60 Проверить надежность породы Проверить надежность породы Крючья Крючья Лучше свои Лучше свои «Морковки», швеллера, якоря. Лепестки – хуже. «Морковки», швеллера, яко" title="Станции на двух точках Шлямбура Шлямбура Новые, d >= 8, l >= 60 Новые, d >= 8, l >= 60 Проверить надежность породы Проверить надежность породы Крючья Крючья Лучше свои Лучше свои «Морковки», швеллера, якоря. Лепестки – хуже. «Морковки», швеллера, яко"> title="Станции на двух точках Шлямбура Шлямбура Новые, d >= 8, l >= 60 Новые, d >= 8, l >= 60 Проверить надежность породы Проверить надежность породы Крючья Крючья Лучше свои Лучше свои «Морковки», швеллера, якоря. Лепестки – хуже. «Морковки», швеллера, яко">


Способы блокировки С подстраховкой одной точки другой. С подстраховкой одной точки другой. С частичным распределением нагрузки между ветвями станции и изоляцией С частичным распределением нагрузки между ветвями станции и изоляцией С равномерным распределением нагрузки С равномерным распределением нагрузки С равномерным распределением нагрузки и предохранителем от оседания С равномерным распределением нагрузки и предохранителем от оседания


Связочной веревкой Показана схема последовательной связи двух точек. Способ простой и быстрый, но требует надежных точек страховки, например – анкеров на оборудованных мультипитчевых маршрутах. Вся нагрузка при срывах приходится только на один крюк, второй подстраховывает его. Для снижения нагрузки на точку, необходимо хорошее владение техникой динамической страховки. Последовательное соединение точек часто применяется в комбинированных конфигурациях многоточечных станций, о которых будет рассказано в третьей части.




Независимые петли Использовать две независимых петли можно только тогда, когда вы твердо уверены в направлении ожидаемой нагрузки и ограничены в выборе снаряжения. Для хорошего распределения нагрузки, нужны петли соответствующей длины. Пример станции с использованием независимых петель показаны ниже. Оттяжки












Блокирование с узлом посередине «корделетт» Достоинства – нечувствительность к разрыву одной из ветвей петли и малое оседание в случае вырывания одной из точек или разрыве шнура. Недостаток - один, но очень существенный – плохое распределение общей нагрузки на точки. Во-первых, очень чувствительны к направлению нагрузки. При отклонениях больше, чем на 10 градусов, практически вся нагрузка ложится только на одну из точек. Во-вторых, распределение нагрузки зависит не только от углов между ветвями петли и направлением рывка, но и от соотношения длин ветвей петли. Даже в системе с идеальным предварительным выравниванием натяжения петель, под действием сильного рывка более короткая ветвь (и соответствующая точка) будет нагружена сильнее, чем более длинная. По этой причине такой способ соединения точек хуже подходит, если точки расположены на большом расстоянии по вертикали.



Блокирование компенсационной петлей Эту систему также называют «уравнитель» (equalizer), «скользящий узел» (sliding knot), «скользящее или магическое перекрестье» (sliding- X, magic-X).Такую блокировку применяют, когда направление нагрузки может меняться в больших пределах или, когда направление рывка невозможно заранее предсказать. Часто такой метод используется для объединения двух слабых точек в комбинированных многоточечных станциях.






Преимущества этого варианта: ·соединительный узел петли всегда находится в центральном пункте станции. В случае «опрокидывания» блокировки (падение первого при наличии промежуточных точек страховки), в отличие от классического варианта компенсационной петли, напрочь отсутствует риск застревания соединительного узла в карабинах станции. ·Наличие фиксированного узла в центральном пункте дает более удобную точку для размещения нескольких карабинов страховки и самостраховки. ·Узел вяжется быстрее и легче, чем грэйпвайн или встречный, что экономит время при организации станции, если используется отрезок шнура, а не готовая петля. ·Этот вариант подходит и в случае организации станции для спуска с продергиванием двойной веревки. В случае вылета одной из точек, спусковую веревку зажимает в оставшейся петле гораздо меньше, чем в варианте с обычной компенсирующей петлей: слева – итальянская петля, справа - обычная.




Общие недостатки станций на компенсационной петле Первый недостаток – отсутствие избыточности в петле. При разрыве петли, например, на острой скальной кромке, перебивании камнепадом, развязывании узла, полностью распадается вся станция. Такие случаи происходили несколько раз при спусках по веревке с фатальными последствиями, что отмечено в сборниках Несчастные случаи в североамериканском альпинизме. Второй недостаток – на карабине центрального пункта происходит перехлест петли. При этом, выравнивание нагрузки на точки из-за трения ухудшается. По этой причине в компенсационной петле плоские стропы работают хуже круглого шнура. Третий недостаток – при вылетании одной из точек, петля удлиняется на относительно большое расстояние и на оставшуюся точку может прийтись большая ударная нагрузка. Даже если одна из точек остается на месте, неожиданное оседание может привести к потере равновесия или падению страхующего и потере им страховки напарника. Поэтому, не следует чрезмерно увеличивать длину блокировочной петли.

















Опытные туристы и альпинисты знают, что часто только наличие веревки и специального снаряжения может сделать маршрут доступным и относительно безопасным для прохождения. Большинство треккинговых маршрутов во всем мире позволяет передвигаться по ним без использования веревки. Иногда, в опасных местах на маршрутах закрепляют специальные тросы, скобы или перила.

В таких случаях для безопасного передвижения достаточно каски, защитных перчаток, иногда — страховочной системы и усов самостраховки . Это снаряжение было уже рассмотрено в предыдущих статьях.

Но в сложных походах или на восхождениях сильно пересеченный рельеф может потребовать большего количества снаряжения. В первую очередь — это веревка и средства спуска и подъема по ней, а также все необходимое для страховки. В этой статье я хочу рассказать только про самые основные моменты, которые облегчат новичку первые шаги в мире экстремального туризма, особенно если он их делает без детального обучения инструктором. Ведь часто бывает, что туристы сталкиваются с использованием подобных технических средств на коммерческих восхождениях, где один гид/инструктор на несколько человек не имеет возможности провести качественное обучение.

Веревка

В зависимости от возможности использования выделяют два типа - основная и вспомогательная . Основная веревка используется для:

  1. страховки,
  2. провешивания перил,
  3. с ее помощью участники перемещаются в местах со сложным рельефом.

Вспомогательная веревка (репшнур, паракорд) используется для:

  1. организации бивака,
  2. на строительстве переправ,
  3. подстраховки личных вещей и снаряжения,
  4. страховки участников с помощью изготовлении так называемого прусика (узел Прусика),
  5. спасательных работах и в других ситуациях.

Для обоих видов использования лучше применять только сертифицированные изделия, характеристики которых соответствуют или превышают необходимые в каждой ситуации. Это правило должно нерушимо соблюдаться для всех видов применения, связанных с безопасностью участников.

Основная веревка бывает двух видов - динамическая («динамика») и статическая («статика»).

Динамическая веревка изготовлена таким способом, чтобы существенно растягиваться под значительной нагрузкой. Таким образом, достигается плавная амортизация рывка. Изобретение динамической веревки значительно повысило безопасность в мире экстремального спорта. Человек, использующий ее, получает значительно меньшие повреждения в результате сильного срыва, чем при использовании статической веревки.

При этом следует понимать, что у растягивающейся веревки есть и свои минусы при определенных видах использования, в первую очередь, в качестве вертикальных или горизонтальных перил, натяжных переправ, подъеме тяжелого груза. Эффект «резинки» делает эксплуатацию веревки в таких случаях неудобной. К тому же, динамическая веревка - недешевое удовольствие.

В таких случаях незаменима статическая веревка. На коммерческих маршрутах на самые высокие горы мира, например, Эверест, каждый год провешиваются километры веревочных перил. Как правило, из статических веревок. Они удобнее, дешевле, отличаются очень высокой износостойкостью. Веревочные перила также используются при походе на Эльбрус , его наивысшую, западную вершину.

Все виды веревок сейчас имеют прочную износостойкую верхнюю оплетку, а внутри состоят из большого количества прочных волокон. Оплетка делается обычно ярких цветов. Если вам нужно несколько веревок, берите разной окраски, чтобы избежать путаницы. За состоянием веревки нужно тщательно следить, в горах она может получить повреждения в следствии воздействия агрессивных факторов среды и человеческого фактора. Оценить характер повреждения веревки должен инструктор. Новичку лучше сразу отказаться от мысли использовать поврежденную веревку.

На сегодняшний день средний диаметр основной веревки около сантиметра. Такая толщина обеспечивает баланс прочности, износостойкости с одной стороны, и веса, компактности и удобства использования — с другой. В последнее десятилетие наметилась некоторая тенденция к уменьшению диаметра динамических веревок. Тем не менее, одинарная основная веревка редко бывает тоньше 9 мм.

Страховка с помощью веревки

В были рассмотрены моменты, связанные с самостраховкой. На сложном рельефе часто одной только самостраховки бывает недостаточно. Тогда группа делится на связки, в которых участники страхуют друг друга с помощью веревки, будучи связаны ею.

Страховка бывает одновременной и попеременной.

Одновременная страховка применяется на относительно простом, но при этом потенциально опасном рельефе. Самый распространенный пример - передвижение в связке на леднике. Участники передвигаются все одновременно, при этом они связаны между собой веревкой и находятся на безопасном расстоянии друг от друга - в среднем, 15-18м. В случае внезапного падения в трещину одного из связки, он задерживается из-за веса других людей в связке и сопротивления веревки, врезающейся в кромку трещины. Также одновременная страховка широко используется на узких опасных гребнях, где есть возможность закладывать разделяющую участников веревку за выступы рельефа. Иногда для одновременной страховки применяют искусственные точки закрепления веревки, что требует уже более серьезных навыков.

Попеременная страховка применяется там, где одновременное движение участников становится опасным. В таком случае, один из участников продвигается по рельефу, по возможности продевая веревку через точки страховки (если они есть), а другой внимательно его страхует. Как правило, при этом используется страховочное устройство. Страхующий внимательно наблюдает за двигающимся по рельефу партнером по связке, выдает необходимое для свободного движения количество веревки или выбирает слабину.

Страхующий в любой момент должен быть готов принять все меры по задержанию сорвавшегося первого номера.

Это, так называемая « нижняя страховка », поскольку все точки надежного закрепления веревки находятся ниже лезущего. Передвижение с нижней страховкой наиболее рискованно и требует хорошей подготовки.

После того, как первый номер продвинется по рельефу на всю длину веревки либо до удобного/условленного места, он останавливается и организует базовую станцию на надежных точках страховки (крупные камни, зубцы, стационарные крючья или скобы, мобильные точки страховки) и готовится принять второго номера к себе, обеспечив его верхней страховкой.

Верхняя страховка более надежна и менее травматична в силу того, что в случае срыва (при правильной организации процесса) не происходит существенного падения сорвавшегося участника. При этом страхующий может находиться относительно лезущего как вверху (при восхождениях), так и внизу (на тренировках). В этом случае веревка должна проходить через специальное кольцо либо карабин в верхней части маршрута.

Перильная страховка. Перила.

Нужно упомянуть этот очень популярный на коммерческих и спортивных восхождениях вид страховки, считающийся групповым.

Под перилами, как правило, подразумевается закрепленная с обеих сторон (вверху и внизу) веревка, которая, часто, имеет еще и дополнительные точки закрепления по своей длине (особенно это касается горизонтальных или диагональных перил). Такие точки дополнительного закрепления веревки обязательны на перегибах траектории перил.

По перилам обычно передвигаются встегивая в них ус самостраховки с помощью карабина (ссылка) в том случае, если рельеф простой. Если рельеф представляет трудность для лезущего, то для предотвращения проскальзывания вниз используются специальные зажимы. Самым простым и доступным зажимом является узел Прусика (см.

Страховочные устройства

Для надежной попеременной страховки необходимо использование специальных приспособлений. В настоящее время их изобретено великое множество. Тут будут рассмотрены основные типы, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.

Нужно понимать, что здесь описаны только самые доступные и популярные устройства для использования в походах.

Узел УИАА (UIAА) . Эта аббревиатура расшифровывается как «международная федерация альпинизма». Именно стандарты этой организации берутся за основу при сертификации практически всех приспособлений для экстремальной деятельности. Узел УИАА - это, пожалуй, самый простой способ относительно безопасной страховки. Также его можно применять для спуска по веревке. Все, что нужно для этого - надежный карабин, желательно стальной, круглого сечения (карабин из легкого сплава довольно быстро начнет протираться). Данный узел работает «в две стороны», имеет два положения, в одном из которых веревка легко выдается через карабин, а в другом— оказывает большое сопротивление прохождению через него.

Основное преимущество этого способа страховки - простота.

Недостатков больше. Основной - узел очень сильно закручивает веревку, которая уже после одного прохождения через карабин с узлом делается непригодной для дальнейшего использования без выравнивания. Поэтому, данный способ следует знать скорее «на всякий случай».

« Восьмерка ». Этот тип спусковых устройств очень прост и надежен в использовании. Еще бы! Здесь просто нечему ломаться. Кроме восьмерки необходим также и карабин.

Основные достоинства - легкость, простота, дешевизна. Возможность для большинства конструкций работать со сдвоенной веревкой, с толстой, жесткой или очень загрязненной веревкой, которая может «отказаться сотрудничать» с более нежными устройствами.

Из недостатков - «крутит» веревку, хоть и не так сильно, как узел УИА. Требует повышенной аккуратности в использовании, так как не обладает эффектом самоблокировки. Происходит некий парадокс - устройство, требующее четких навыков и потенциально одно из наиболее опасных, чаще всего оказывается в руках новичков из-за низкой стоимости…

« Стакан ». Технически более продвинутая группа устройств. Так же легки и почти столь же просты по конструкции, как и восьмерки, но при этом с эффектом частичной самоблокировки. Есть много конструкций под двойную веревку. Идеальные устройства? Если бы… Плохо работают с жесткими веревками и веревками увеличенного диаметра…

По схожему со стаканом принципу работает множество самодельных или оригинальных устройств мелкосерийных производителей - всевозможные «букашки», «грибки», «ласточки» и прочие произведения неудержимой инженерной мысли.

Перечисленные выше устройства удобны тем, что могут с одинаковым успехом использоваться как для страховки, так и для спуска по веревке. При этом они обладают малым весом, компактны, дешевы и лучше всего подходят для начинающих. Все же, мне трудно порекомендовать «восьмерку» как первое страховочное устройство для новичка.

Существует целый ряд более громоздких и специализированных устройств, применяющихся в основном в промышленном альпинизме и спелеологии. Они отличаются громоздкостью, значительным весом, высокой стоимостью. Поэтому подходят больше для профессионального использования и в этой статье рассмотрены не будут.

Не могу обойти вниманием еще одно культовое страховочное устройство, которое, впрочем, можно ограниченно применять и для спуска - гри-гри (GriGri) от известного французского производителя снаряжения фирмы Petzl. Со временем принцип работы устройства был с разной степенью успешности заимствован другими производителями.

В первую очередь, устройство пользуется популярностью у скалолазов и альпинистов. Его особенность в полуавтоматическом срабатывании. Действия устройства чем-то похоже на действие инерционных ремней безопасности в автомобиле - если тянуть плавно, веревка (ремень) свободно выдается, но стоит резко дернуть и механизм блокируется. Правда, в использовании устройства есть свои нюансы. Тем не менее, оно существенно повышает безопасность страховки. К сожалению, ограниченность применения, высокая цена (порядка 90$) и потребность в определенных навыках не делает это устройство лучшим выбором для новичка.

Также отдельно стоит упомянуть узел Прусика . Этому гениальному изобретению уже более восьмидесяти лет и, несмотря на существенные успехи техники за это время, он до сих пор широко используется в альпинизме, туризме и других видах экстремальной активности. Этот узел - разновидность удавки - вид схватывающего узла, обладающий ярко выраженным самоблокирующим эффектом (при правильном применении). Позволяет лезущему задержаться при неожиданном срыве. При этом очень прост, почти ничего не весит и занимает места ровно столько же, сколько двухметровый репшнур, из которого его чаще всего и изготавливают.

Полагаю, читателю понятно, что любая информация в любой самой распрекрасной статье - всего лишь пища для размышления. Она не может быть единственным основанием для применения специального снаряжения в экстремальных путешествиях или других обстоятельствах. Настоятельно рекомендую практические занятия в интересующих вас видах экстремальной активности со знающим инструктором. Также имеет смысл проводить потенциально опасные походы под руководством опытного гида или людей, имеющих за плечами необходимые навыки более сложных действий, чем те, которые требуются в данном мероприятии.

Желаю вам увлекательных, насыщенных, но безопасных приключений! Дорогу осилит идущий.

Советы и инструкции

Источник: www.petzl.com

Введение

В скалолазании или альпинизме наивысший уровень безопасности обеспечивается взаимодействием группы людей. Тем не менее, соло-восхождения со страховкой на закрепленной веревке используются многими людьми, экспериментирующими с различными техническими приемами.

Petzl не разрабатывал специальных устройств для такого вида активности, но некоторые зажимы могут применяться опытными пользователями для организации соло-страховки.

Технические приемы, предложенные в этой статье, принимают в расчет существующую практику и данные о несчастных случаях, ставя перед собой цель предложить альпинисту или скалолазу такую систему страховки, которая отвечала бы по меньшей мере следующим требованиям:

  • остановка падения (собственно страховка)
  • свободное передвижение страховочных устройств по веревке во время лазания
  • простота использования
  • запас прочности страховки

Важные замечания:

  • Не рекомендуется совершать соло-восхождения; восхождение с напарником по-прежнему остается самым лучшим решением.
  • Скалолазание и альпинизм опасны по своей природе, и вы всегда в ответе за свои действия и решения.
  • Совершать восхождения, применяя метод соло-страховки могут лишь те пользователи, кто умеет обращаться со снаряжением на уровне эксперта.
  • В данном случае мы рассматриваем способы передвижения по закрепленной веревке, не нагружая ее (за исключением моментов отдыха). Техники подъема по перилам, применяемые в спелеологии, техническом альпинизме, спасательных работах и т.д. здесь рассматриваться не будут.
  • Из-за потери сознания при срыве, попадании камня или другом несчастном случае проведение спасательной операции будет затруднено.
  • Наличие шлема — обязательное условие. Не занимайтесь скалолазанием или альпинизмом без него! Не отправляйтесь на соло-восхождение, не уведомив никого о месте назначения и времени возвращения.
  • Ни одно решение не является универсальным, соответственно вы должны быть готовы адаптировать технические приемы, предложенные нами к вашей конкретной ситуации.
  • Для понимания технических приемов, изложенных в этой статье необходимо, чтобы Вы прочитали, усвоили и умели применять правила пользования, содержащиеся в инструкциях ко всем нижеописанным устройствам.
  • Все системы организации страховки, описанные ниже, являются комплексом нескольких компонентов. Любые модификации могут повредить их правильной работе.
  • Применяться на практике могут только те приемы, которые не отмечены знаком «череп с перекрещенными костями».
  • Невнимательное отношение к этим предостережениям может привести к серьезным травмам и даже смерти.

С технической точки зрения использование одного зажима допустимо, однако, известны несчастные случаи, которые происходили независимо от квалификации пользователя.

В действительности:
Вы передвигаетесь один по сложному и/или опасному рельефу. Вероятность, что окажется невозможно передвинуть зажим руками очень велика.
Зажимы не разрабатывались специально для организации соло-страховки. Необходимо понимать, что в данном случае вся схема страховки небезупречна, так как присутствует хоть и небольшой, но риск.

Примеры возможных неисправностей различных устройств при организации соло-страховки на закрепленной веревке. Вероятность поломки этих устройств очень невелика, однако, ей не стоит пренебрегать...

ASCENSION : Существует вероятность случайного открытия кулачка при трении о скалу, а также вероятность несрабатывания кулачка при попадании в него посторонних предметов — страховочных петель, шнурков, веток и т.д. Есть риск неправильным образом пристраховаться к устройству.
BASIC : Существует вероятность случайного открытия кулачка при трении о скалу, а также вероятность несрабатывания зажима при попадании в кулачок посторонних предметов — страховочных петель, шнурков и т.д. Есть риск неправильным образом пристраховаться к устройству.
MICROCENDER : Существует вероятность несрабатывания зажима при попадании в кулачок посторонних предметов — страховочных петель, шнурков и т.д. или при использовании его на грязных или обледенелых веревках. Затруднено его передвижение по веревке.
MICRO TRAXION : Вероятность несрабатывания зажима при попадании в кулачок посторонних предметов — страховочных петель, шнурков и т.д.
MINI TRAXION : Режим работы зажима может быть деактивирован без ведома пользователя, что не всегда легко определить визуально. Есть риск несрабатывания зажима при попадании в кулачок устройства посторонних предметов — страховочных петель, шнурков и т.д.
SHUNT : Велика опасность, что блокировка устройства, необходимая для передвижения по пологим склонам, воспрепятствует его функции зажима. Устройство не сработает, если пользователь схватится за него во время падения.
TIBLOC : Для правильной работы устройства его зубчики необходимо вручную прижимать к веревке, нагружая ее, что невозможно осуществить во время лазания и опасно в момент срыва. TIBLOC не подходит для организации соло-страховки.

Введение в принцип запаса прочности страховочного устройства

Принимая во внимание возможный отказ единственного страховочного устройства, крайне рекомендуется организовать запасную страховку. Вторая система страховки, которая организуется на случай отказа основной, и есть тот самый «запас прочности». Эта рекомендация не должна восприниматься как дополнительное ограничение, а лишь как необходимая предосторожность.

Основные характеристики запасной страховки:

  • Не должна препятствовать работе основной системы: например, во время лазания не должно происходить контакта между двумя страховочными устройствами.
  • Непрерывность страховки: например, вщелкивание уса самостраховки для периодического отдыха на точках страховки не отвечает требованию непрерывности.
  • Основная и запасная система страховки должны быть конструктивно различными, чтобы исключить риск повторения одной и той же ошибки: например, если в основной системе применяется MINI TRAXION, то в запасной должно быть задействовано другое устройство.
  • Не нужно делать запасную систему страховки более сложной в сборке или в использовании, она должна быть такой же простой и удобной, как и основная: например, если основное страховочное устройство передвигается по веревке без помощи рук, то запасное устройство должно быть таким же (без необходимости выбирать слабину вручную).

Технические приемы, отвечающие принципу «запаса прочности»:

Скалолазами, практикующими соло-восхождения, были предложены к использованию разноплановые устройства для страховки.
По мнению тех, кто регулярно пользуется соло-страховкой, запас прочности при ее организации достигается с помощью завязывания узлов на второй веревке или использования второго зажима для подстраховки первого.
Пользователь сам отвечает за свой выбор среди существующего разнообразия страховочных устройств. Чтобы сделать выбор, нужно предусмотреть не только стандартные срывы, но также и срывы, обусловленные разрушением или отказом основной страховки.

Технические приемы при восхождении с одним зажимом на веревке

Основная страховка: зажим на веревке.

Запасная страховка: узлы, завязанные на веревке по мере подъема, ниже зажима.

Преимущества: простота в использовании, небольшая стоимость.

Недостатки:
Принцип запаса прочности не соблюдается в отношении страховочной веревки.
ВНИМАНИЕ: постоянное трение о скалу может привести к обрыву вашей единственной веревки.
Чтобы вязать узлы, нужно две свободные руки, что невозможно на нависании, в результате возникает риск чрезмерно удалиться от последнего завязанного узла.
В случае достижения конца маршрута вытягивание веревки со множеством узлов может быть затруднено или даже опасно.


Значительная высота возможного падения. При срыве падение до первого узла на веревке: зажим не рассчитан на столкновение с узлом.

Результаты тестов PETZL

Условия теста: имитация отказа основной страховки. Кулачок устройства умышленно заблокирован, чтобы имитировать падение на узел с массой 80 кг, пристрахованной к зажиму.

Начало падения зафиксировано в двух метрах от точки страховки, в средней позиции: чем ближе к точке страховки, тем больше фактор рывка и ударная сила.

Были смоделированы два срыва с разной высоты:

  • Стандартная высота - 2 метра выше последнего узла (фактор 0,5)
  • Падение после прохождения расстояния в 5 метров выше узла (фактор рывка 0,71)

Аналогичные рывки были повторены на динамических, полустатических и статических веревках диаметром 11 мм.
В процессе этих тестов узел каждый раз останавливал падение. Тем не менее, «остановка падения» — еще недостаточный результат для того, чтобы признать результаты тестов удовлетворительными, так как пользователь также сталкивается и с другими проблемами.
Например:

Большая ударная сила: всегда больше, чем 4KN и почти 8 KN при срыве на статических веревках.

Веревка может повреждаться (разрыв оплетки или нескольких прядей ядра) при срабатывании кулачка при срыве или во время столкновения с узлом.

Есть вероятность повреждения некоторых устройств при столкновении с узлом:
MINI TRAXION: искривление боковых щечек или втулки, после чего устройство более непригодно к использованию, и возникает необходимость в другом зажиме или спусковом устройстве для спасения.
MICRO TRAXION: искривление подвижных боковых щечек и втулки. Устройство можно использовать для спасения, после чего оно должно быть немедленно списано.
ASCENSION: в самых тяжелых случаях — искривление корпуса. Устройство может использоваться для спасения, после чего оно должно быть немедленно списано. Узел может застрять между карабином и корпусом устройства. В случае неправильного прикрепления веревка может оказаться вовне устройства.

Восхождение с использованием одного зажима и двух веревок

Основная страховка: зажим на основной веревке.

Запасная страховка: страховочная веревка с предварительно завязанными узлами для вщелкивания в них усов самостраховки по мере подъема.

Преимущества: простота использования и организации страховки. Небольшая стоимость снаряжения.

Недостатки: вторая веревка не может рассматриваться как полноценная система страховки, пока скалолаз не пристегнут к ней с помощью самостраховки. Для этой цели рекомендуется использовать Y-образные усы самостраховки, выщелкивая ус из узла только после прикрепления к следующему на веревке.
Не всегда легко в использовании: при подъеме скалолаз также несет на себе вес пристегнутой страховочной веревки.
Продергивание веревки в конце маршрута может быть затруднено или даже опасно.

Риски в случае отказа основного страховочного зажима:

  • При срыве: значительная глубина падения.
  • Когда используется только один ус самостраховки, страховка на второй веревке не является непрерывной.
  • При приближении к точке страховки возникает риск фактора рывка, равного единице: нужно принимать в расчет, если веревка полустатическая (с малым процентом удлинения).
  • При использовании усов самостраховки со статическими свойствами, фактор рывка во время срыва вблизи от точки страховки может приближаться к единице (самостраховки, обладающие динамическими свойствами в этом случае препочтительны).

Восхождение с двумя зажимами по двум веревкам

Основная страховка: один зажим на основной веревке.
Запасная страховка: один зажим на страховочной веревке.

Преимущества:

  • Принцип запаса прочности сохраняется для точек страховки.
  • Удобство использования: достаточно только низа обвязки.
  • Облегчается переход между режимами подъема и спуска.
  • Все устройства передвигаются вдоль веревки без необходимости ручного вмешательства.

Недостатки:
Более сложный процесс организации страховки.

Риски в случае отказа основного зажима:
Падение на двойную длину самостраховки, прикрепленной ко второму зажиму.

Восхождение с двумя зажимами по одной веревке

Основная страховка: зажим на основной веревке.
Запасная страховка: второй зажим на той же самой веревке.

Преимущества:

  • Возможность использовать веревку большей длины.
  • Уменьшение веса снаряжения, что важно при долгих подходах.
  • Передвижение по веревке без помощи рук.

Недостатки:

  • Нужно использовать верхнюю обвязку или поддержку для второго зажима, чтобы правильным образом его прикрепить.
  • Принцип запаса прочности не соблюдается по причине отсутствия страховочной веревки.
  • ВНИМАНИЕ: трение о скалы может очень быстро повредить вашу единственную веревку.

Риски в случае отказа основного зажима:
Второй зажим отстановит падение вне зависимости от функционирования основной страховочной системы.

error: