Задние и передние фары какие бывают. Система освещения автомобиля. Как устроены фары

Совокупность приборов освещения и сигнальных устройств, расположенных снаружи и внутри автомобиля, образуют систему освещения. Она выполняет следующие функции:

  • освещение дорожного полотна, обочины и расположенных на них объектов в условиях ограниченной видимости;
  • предоставление информации другим участникам движения о наличии на дороге транспортного средства, его размерах, характере движения, совершаемых маневрах, а также принадлежности;
  • освещение салона автомобиля, а также других его частей (багажного отсека, подкапотного пространства и др.) в темное время суток.

Система освещения автомобиля включает следующие основные конструктивные элементы: передние фары, передние противотуманные фары, задние фонари, задний противотуманный фонарь, фонарь освещения номерного знака, приборы внутреннего освещения и аппаратуру управления.

(другие названия – головная фара, блок-фара) освещает дорогу впереди автомобиля, а также представляет информацию другим участникам движения, находящимся впереди транспортного средства. Передние фары устанавливаются попарно симметрично с правой и левой стороны автомобиля. На современных автомобилях в дополнение к передним фарам может устанавливаться система ночного видения .

Передняя фара выполнена, как правило, в едином корпусе, в котором объединены следующие световые приборы: ближний свет, дальний свет, габаритный огонь, указатель поворотов и дневные ходовые огни.

Ближний свет фары служит для освещения дороги при наличии впереди других участников движения. Ближний свет ассиметричный, при правостороннем движении лучше освещена правая часть дороги и обочины. Дальний свет используется при отсутствии впереди других участников движения. Он представляет собой симметричный световой луч высокой интенсивности. Габаритный огонь используется для обозначения размеров транспортного средства. Габаритный огонь устанавливается также в заднем фонаре.

Указатель поворота может устанавливаться как в блок-фаре, так и вне ее в передней части автомобиля. Указатель поворота используется для информирования других участников движения о намерении совершить маневр (поворот, разворот, смену полосы движения). Указатель поворота устанавливается также в заднем фонаре. Помимо этого с боковой стороны автомобиля предусматривается повторитель указателя поворота . В последнее время повторитель указателя поворота стало популярно размещать в наружном зеркале заднего вида. Все указатели поворота должны работать синхронно.

В качестве сигнала поворота используется источник света желтого цвета, работающий в режиме мигания. Частота работы указателя должна составлять 1-2 мигания в секунду. Указатель поворота может иметь два режима работы: постоянный (пока не отключат), разовый (три-пять миганий при нажатии). Указатель поворота управляется с помощью соответствующего переключателя. Конструкция переключателя предусматривает автоматическое выключение сигнала при возвращении рулевого колеса в нейтральное положение.

Указатель поворота работает совместно с рядом систем активной безопасности: помощи при перестроении , помощи движению по полосе . Указатели поворота также используются в качестве сигнала аварийной остановки.

В некоторых странах предусмотрено использование дневных ходовых огней , которые предназначаются для повышения видимости транспортного средства в дневное время. Дневные ходовые огни представляют собой автоматически или вручную управляемый ближний свет фар полной или пониженной интенсивности. В некоторых случаях может использоваться дальний свет фар пониженной интенсивности.

Устройство фары

Несмотря на различия по форме, конструкции, цвету, материалам можно выделить следующее общее устройство фары: корпус, источник света, отражатель и рассеиватель.

Корпус служит основой для размещения и крепления остальных элементов фары. Он выполняется, как правило, из пластмассы. В качестве источников света используются различные ламы: накаливания – вольфрамовые, галогенные , газоразрядные – ксеноновые . Все большую популярность у автопроизводителей завоевывают светодиодные источники света.

Вольфрамовые лампы самые дешевые по цене и имеют низкую световую интенсивность. Поэтому данные лампы используются в качестве источника света габаритных огней, указателей поворота, стоп-сигнала, фонаря заднего ходя, приборов внутреннего освещения. Галогенные лампы являются самым распространенным источником ближнего и дальнего света фары. Для каждого из видов головного освещения может использоваться одна лампа (например, Н4 с двумя нитями накаливания ) или две раздельные лампы (например, Н7 с одной нитью накаливания ).

Большой популярностью в нашей стране пользуются ксеноновые лампы, которые могут использоваться как для ближнего, так и для дальнего света. Светодиодные источники света используются в основном для реализации сигнальных функций: стояночные огни, стоп-сигнал, сигнал поворота, дневные ходовые огни. Реже светодиоды можно увидеть в качестве источника головного света.

Отражатель в конструкции фары отвечает за формирование пучка света. Простейший отражатель имеет параболическую форму. Современные отражатели имеют более сложную форму. Отражатель изготавливается из пластмассы. Для создания зеркальной поверхности наносится тонкая пленка алюминия и покрывается лаком.

Рассеиватель пропускает световой поток и в зависимости от конструкции преломляет его. Другая функция рассеивателя – защита фары от внешних воздействий. Рассеиватель изготавливается из прозрачного пластика, реже из стекла.

Передняя противотуманная фара предназначена для улучшения освещения дорожного полотна и обочины в условиях плохой видимости: дождь, туман, пыль, снег. Противотуманнынные фары используются попарно, устанавливаются в качестве опции, реже самостоятельно. Могут иметь белый или желтый цвет.

Противотуманные фары обеспечивают широкий луч света с отсеченной верхней частью. Передние противотуманные фары используются вместо ближнего света или совместно с ним. Эффект от применения фар заключается в уменьшении обратных бликов и, тем самым, улучшении видимости при атмосферных осадках. Наличие передних противотуманных фар не является обязательным, а в некоторых странах они вообще запрещены.

Задний фонарь предназначен для информирования участников движения, находящихся сзади автомобиля. Фонарь объединяет следующие световые приборы: задний габаритный огонь, стоп-сигнал, задний указатель поворота, фонарь заднего хода.

Задние фонари устанавливаются попарно симметрично. Фонарь может быть выполнен в виде единого блока или в виде связанных двух блоков, установленных в кузове и крышке багажника (пятой двери).

Задний габаритный огонь работает совместно с передним габаритным огнем. Конструктивно может быть объединен с стоп-сигналом. При этом используются или отдельные лампы накаливания (светодиоды) или лампы с двумя нитями разной световой интенсивности.

Стоп-сигнал активизируется автоматически при нажатии водителем педали тормоза. Задний габаритный огонь и стоп-сигнал имеют красный цвет, но стоп-сигнал горит ярче. На некоторых автомобилях реализован т.н. адаптивный стоп-сигнал, при котором световая интенсивность находится в зависимости от интенсивности торможения (чем сильнее жмешь, тем ярче горит). Представляет интерес функция аварийного стоп-сигнала (Emergency Stop Signal , ESS ), реализованная в виде вспышек стоп-сигнала при экстренном нажатии на педаль тормоза.

Задний указатель поворота работает совместно с передним указателем поворота. Имеет желтый цвет. Фонарь заднего хода обеспечивает освещение при движении автомобиля задним ходом. Активизируется автоматически при включении задней передачи (режима заднего хода). Является обязательным световым прибором. Устанавливается один или два (симметрично) фонаря заднего ходя белого цвета.

Задние противотуманные фонари используются для предупреждения сзади идущих автомобилей в условиях плохой видимости. Конструктивно могут быть выполнены в составе заднего фонаря или отдельно – ниже фонаря в бампере автомобиля.

На автомобиле устанавливается один (в левой части автомобиля) или два (симметрично) задних противотуманных фонаря. Наличие заднего противотуманного фонаря является обязательным. Имеет большую световую интенсивность, чем задний габаритный огонь.

Управление приборами освещения

Управление приборами освещения, входящими в состав системы освещения, осуществляется соответствующими переключателями из салона автомобиля. На некоторых автомобилях реализовано автоматическое управление отдельными функциями: включение ближнего света, коррекция головного освещения, активное головное освещение , адаптивное освещение, управление дальним светом .

Чем ксеноновые лампы фар отличаются от галогенных? Кто впервые применил в автомобиле лампы накаливания? Какими бывают «адаптивные» фары? Мы решили проследить весь путь эволюции автомобильных систем освещения - от ацетиленовых горелок до новейших «умных» головных систем, в которых лучи от светодиодов будут освещать дорогу по командам системы навигации.

До лампочки
До лампочки были свечи. Или масляные горелки. Но светили они настолько слабо, что ночью автомобиль было проще оставить дома, чем путешествовать «на ощупь».

Первым источником автомобильного света стал газ ацетилен - использовать его для освещения дороги в 1896 году предложил летчик и авиаконструктор Луи Блерио. Запуск ацетиленовых фар - целый ритуал. Сначала требуется открыть краник ацетиленового генератора, чтобы вода закапала на карбид кальция, который находится на дне «бочонка». При взаимодействии карбида с водой образуется ацетилен, который по резиновым трубкам поступает к керамической горелке, что находится в фокусе отражателя. Теперь шофер должен открыть стекло фары, чиркнуть спичкой - и пожалуйста, в светлый путь. Но максимум через четыре часа придется остановиться - для того, чтобы вновь открыть фару, вычистить ее от копоти и заправить генератор новой порцией карбида и воды.

Однако светили карбидные фары на славу. Например, созданные в 1908 году Вестфальской металлопромышленной компанией (так в то время называлась Hella) ацетиленовые фары освещали до 300 метров пути! Столь высокого результата удалось достичь благодаря использованию линз и параболических рефлекторов. Кстати, сам параболический отражатель еще в 1779 году изобрел Иван Петрович Кулибин - тот самый Кулибин, который создал трехколесную «самокатку» с маховиком и с прообразом коробки передач.

Первая автомобильная лампа накаливания была запатентована еще в 1899 году французской фирмой Bassee & Michel. Но вплоть до 1910 года лампы с угольной нитью накаливания были ненадежными, очень неэкономичными и требовали тяжелых батарей увеличенного размера, которые к тому же зависели от станций подзарядки: автомобильных генераторов подходящей мощности еще не существовало. И тут произошел переворот в «осветительных» технологиях - нити накаливания стали делать из тугоплавкого вольфрама (температура плавления 3410°С), который не «выгорал». Первым серийным автомобилем с электрическим светом (а еще - с электрическим стартером и зажиганием) стал Cadillac Model 30 Self Starter («самозапускающийся») 1912 года. Уже через год 37% американских автомобилей имели электроосвещение, а еще через четыре - 99%! С разработкой подходящей динамомашины исчезла и зависимость от зарядных станций.

Кстати, если вы думаете, что лампу накаливания изобрел Томас Альва Эдисон, то это не совсем так. Да, именно Эдисон всерьез занялся лампочками, когда газ в его мастерской отключили за неуплату. И именно Эдисон в 1880 году представил исчерпывающее обоснование того, что следует использовать лампы с угольной нитью накаливания, помещенной в безвоздушное пространство стеклянного шара. Эдисон придумал и цоколь. Но базовая конструкция лампы накаливания принадлежит русскому электротехнику Александру Николаевичу Лодыгину, уроженцу Тамбовской губернии. Свою разработку он представил на шесть лет раньше. Более того, исторические документы упоминают некоего немецкого часовщика Генриха Гебеля, который сумел с помощью электричества раскалить до свечения обугленное бамбуковое волокно, вставленное в стеклянную колбу, аж 150 лет назад, в 1854 году. Вот только на патент у Гебеля банально не хватило денег…

Ослепительные идеи

Впервые проблема ослепления встречных водителей возникла с появлением карбидных фар. Боролись с ней по-разному: перемещали рефлектор, выводя из его фокуса источник света, с той же целью двигали саму горелку, а также ставили на пути света различные шторки, заслонки и жалюзи. А когда в фарах засветилась лампа накаливания, в электрическую цепь при встречных разъездах даже включали добавочные сопротивления, снижавшие накал нити. Но лучшее решение предложила фирма Bosch, в 1919 году создавшая лампу с двумя нитями накаливания - для дальнего и ближнего света. К тому времени уже был придуман рассеиватель - покрытое призматическими линзами стекло фары, отклоняющее свет лампы вниз и по сторонам. С тех пор перед конструкторами стоят две противоположные задачи: максимально осветить дорогу и не допустить ослепления встречных водителей.

Увеличить яркость ламп накаливания можно, подняв температуру нити. Но при этом вольфрам начинает интенсивно испаряться. Если внутри лампы вакуум, то атомы вольфрама постепенно оседают на колбе, покрывая ее изнутри темным налетом. Решение проблемы нашли во время Первой мировой войны: с 1915 года лампы стали заполнять смесью аргона и азота. Молекулы газов образуют своебразный «барьер», препятствующий испарению вольфрама. А следующий шаг был сделан уже в конце 50-х годов: колбу стали наполнять галогенидами, газообразными соединениями йода или брома. Они «связывают» испаряющийся вольфрам и возвращают его на спираль. Первую галогенную лампу для автомобиля представила в 1962 году Hella - «регенерация» нити позволила поднять рабочую температуру с 2500 К до 3200 К, что увеличило светоотдачу в полтора раза, с 15 лм/Вт до 25 лм/Вт. При этом ресурс ламп вырос вдвое, теплоотдача снизилась с 90% до 40%, а размеры стали меньше (галогенный цикл требует близости нити и стеклянной «оболочки»).

А главный шаг в решении проблемы ослепления был сделан в середине 50-х - французская фирма Cibie в 1955 году предложила идею асимметричного распределения ближнего света для того, чтобы «пассажирская» обочина освещалась дальше «водительской». И через два года «асимметричный» свет в Европе был узаконен.

Де_формация
На протяжении многих лет фары оставались круглыми - это наиболее простая и дешевая в изготовлении форма параболического отражателя. Но порыв «аэродинамического» ветра сначала «задул» фары в крылья автомобиля (впервые интегрированные фары появились у Pierce-Arrow в 1913 году), а затем превратил круг в прямоугольник (прямоугольными фарами оснащался уже Citroen AMI 6 1961 года). Такие фары были сложнее в производстве, требовали больше подкапотного пространства, но вместе с меньшими вертикальными габаритами имели большую площадь отражателя и увеличенный светопоток.

Чтобы заставить такую фару ярко светить при меньших габаритах, следовало придать параболическому отражателю (в прямоугольных фарах - усеченный параболоид) еще большую глубину. А это было чересчур трудоемко. В общем, привычные оптические схемы для дальнейшего развития не годились. Тогда английская фирма Lucas предложила использовать «гомофокальный» отражатель - комбинацию двух усеченных параболоидов с разными фокусными расстояниями, но с общим фокусом. Одним из первых новинку примерил Austin-Rover Maestro в 1983 году. В том же году фирма Hella представила концептуальную разработку - «трехосные» фары с отражателем эллипсоидной формы (DE, DreiachsEllipsoid). Дело в том, что у эллипсоидного отражателя сразу два фокуса. Лучи, выпущенные галогенной лампой из первого фокуса, собираются во втором, откуда направляются в собирающую линзу. Такой тип фар называют прожекторным. Эффективность «эллипсоидной» фары в режиме ближнего света превосходила «параболическую» на 9% (обычные фары отправляли по назначению лишь 27% света) при диаметре всего в 60 миллиметров. Эти фары предназначались для противотуманного и ближнего света (во втором фокусе размещался экран, создающий асимметричную светотеневую границу). А первым серийным автомобилем с «трехосными» фарами стала «семерка» BMW в конце 1986 года. Еще через два года эллипсоидные фары стали просто супер! Точнее - Super DE, как называла их Hella. На этот раз профиль отражателя отличался от чисто эллипсоидной формы - он был «свободным» (Free Form), рассчитанным таким образом, чтобы основная часть света проходила над экраном, отвечающим за ближний свет. Эффективность фар возросла до 52%.

Дальнейшее развитие отражателей было бы невозможно без математического моделирования - компьютеры позволяют создавать самые сложные комбинированные рефлекторы. Взгляните, к примеру, в «глаза» таких машин, как Daewoo Matiz, Hyundai Getz или «молодая» Газель. Их отражатели поделены на сегменты, каждый из которых имеет свой фокус и фокусное расстояние. Каждая «долька» многофокусного отражателя отвечает за освещение «своего» участка дороги. Свет лампы используется почти полностью - за исключением разве что торца лампы, прикрытого колпачком. А рассеиватель, то есть стекло с множеством «встроенных» линз, теперь не нужен - отражатель сам отлично справляется с распределением света и созданием светотеневой границы. Эффективность таких фар, называемых отражающими, близка к прожекторным.

Современные отражатели «формируют» из термопластика, алюминия, магния и термосета (металлизированного пластика), а накрывают фары не стеклами, а поликарбонатом. Впервые пластиковый рассеиватель появился в 1993 году на седане Opel Omega - это позволило снизить массу фары почти на килограмм! Но зато поликарбонатные «стекла» гораздо хуже сопротивляются истиранию, нежели стекла настоящие. Поэтому щеточных очистителей фар, которые еще в 1971 году предложил Saab, больше не делают…


Вековое господство лампы накаливания близится к концу. Достойно «завершить карьеру» ей помогают благородные газы криптон и ксенон. Последний считается одним из лучших наполнителей для ламп накаливания - с ксеноном можно поднять температуру нити вплотную к точке плавлению вольфрама и приблизить свет по спектру свечения к солнечному.

Но наполненные ксеноном обычные лампы накаливания - это одно. А «ксенон» с ярким голубым свечением, который применяют на дорогих автомобилях, - это принципиально другое. В ксеноновых газоразрядных лампах светится не раскаленная нить, а сам газ - вернее, электрическая дуга, которая возникает между электродами при газовом разряде при подаче высоковольтного напряжения. Впервые такие лампы (Bosch Litronic) были установлены на серийном BMW 750iL в 1991 году. Газоразрядный «ксенон» на голову эффективнее самых совершенных ламп накаливания - на бесполезный нагрев здесь расходуется не 40% электроэнергии, а всего 7-8%. Соответственно, газоразрядные лампы потребляют меньше энергии (35 Вт против 55 Вт у галогенных) и светят при этом вдвое ярче (3200 лм против 1500 лм). А поскольку нити нет, то и перегорать нечему - ксеноновые газоразрядные лампы служат гораздо дольше обычных.

Но устроены газоразрядные лампы сложнее. Главная задача - зажечь газовый разряд. Для этого из 12 «постоянных» вольт бортовой сети нужно получить короткий импульс из 25 киловольт - причем переменного тока, с частотой до 400 Гц! Для этого служит специальный модуль зажигания. Когда лампа зажглась (для разогрева требуется некоторое время), электроника снижает напряжение до 85 вольт, достаточных для поддержания разряда.


Сложность конструкции и инерция при зажигании ограничили первоначальное применение газоразрядных ламп режимом ближнего света. Дальний светил по старинке - «галогенкой». Объединить ближний и дальний свет в одной фаре конструкторы смогли через шесть лет, причем существует два способа получить «биксенон». Если используется прожекторная фара (как та, что придумала Hella), то переключение режимов света осуществляется экраном, находящимся во втором фокусе эллипсоидного отражателя: в режиме ближнего света он отсекает часть лучей. При дальнем экран прячется и не препятствует световому потоку. А в отражающем типе фар «двойное действие» газоразрядной лампы обеспечивается взаимным перемещением рефлектора и источника света. В итоге вслед за фокусным расстоянием изменяется и светораспределение.

Но по данным французской фирмы Valeo, применив отдельные газоразрядные лампы для ближнего и дальнего света, можно достичь на 40% лучшей освещенности, чем у «биксенона». Правда, модулей зажигания требуется уже не два, а четыре - такие фары имеет дорогой Volkswagen Phaeton W12.

Однако будущее газоразрядных ламп вовсе не такое яркое, как излучаемый ими свет. Наибольший успех специалисты прочат светодиодам.
Светодиод - это полупроводниковый прибор, излучающий свет при прохождении тока. До начала 90-х их автомобильное применение ограничивалось индикацией - уж слишком низкой была светоотдача. Однако уже в 1992 году Hella оснастила «трешку» BMW Cabrio центральным стоп-сигналом на основе светодиодов, и сегодня они все шире используются в задних фонарях в качестве «габаритов» и стоп-сигналов. Светодиоды срабатывают на 0,2 секунды быстрее традиционных лампочек, тратят меньше энергии (для стоп-сигналов - 10 Вт против 21 Вт) и отличаются почти неограниченным сроком службы

Но для того, чтобы заменить лампы светодиодами в фарах головного света, нужно преодолеть ряд препятствий. Во-первых, даже самые лучшие светодиоды по эффективности пока сопоставимы только с галогенными лампами (светоотдача - около 25 люменов на ватт). При этом они дороже и требуют специальной системы охлаждения - ведь это такие же полупроводниковые приборы, как и процессоры компьютеров. Но разработчики уверяют, что к 2008 году светоотдача диодов достигнет уже 70 лм/Вт (у нынешнего «ксенона» - 90 лм/Вт). Так что первые серийные светодиодные фары могут появиться в 2010 году. А пока полупроводникам поручают второстепенные функции - например, постоянный «дневной свет», как это сделала Hella, расположив в каждой фаре Audi A8 W12 по пять светодиодов.

Период адаптации

Попытки повернуть фары автомобиля вслед за рулем люди начали предпринимать сразу после появления самих фар. Ведь это удобно - освещать ту часть дороги, куда ты едешь. Однако механическая связь фар и руля не позволяла соотносить угол поворота лучей со скоростью движения, и правила начала века «адаптивный» свет просто запрещали. Попытку возродить оригинальную идею осуществила фирма Cibie. В 1967 французы представили первый механизм динамической регулировки угла наклона фар, а через год на Citroen DS начали ставить поворотные фары дальнего света.

Теперь идея поворотного освещения возрождается - на новом, «электронном», уровне. Самое простое решение - дополнительная «боковая» лампочка, которая загорается при повороте руля или включенном «поворотнике» на скорости до 70 км/ч. Подобные фары имеют, к примеру, Audi A8 (первое применение) и Porsche Cayenne. Следующая ступень - действительно поворотные фары. В них биксеноновый прожектор с учетом скорости движения, угла поворота руля и угловой скорости автомобиля вокруг вертикальной оси («датчик поворота») поворачивается вслед за рулем в пределах 22° - на 15° наружу и на 7° внутрь. Такими фарами оснащаются и BMW, и Mercedes, и Lexus, и даже Opel Astra. Третий вариант «адаптивного» света - комбинированный. На высоких скоростях активен только поворотный прожектор, а в медленных поворотах или при маневрировании «подключается» статическое освещение (оно имеет больший угол охвата - до 90°). Такими фарами оснащен Opel Signum.

Но, пожалуй, самая интересная из разработок - это VARILIS: система, которую Hella разрабатывает вместе с несколькими автопроизводителями. Сокращение расшифровывается как Variable Intelligent lighting system. Одна из вариаций - система VarioX, которая позволяет фаре работать в пяти режимах света. Для этого в «ксеноновом» прожекторе вместо экрана, включающего ближний свет, находится цилиндр сложной формы. Смена режимов света происходит при вращении цилиндра. Так, например, в городе фары светят близко, но широко, а на трассе ближний свет немного изменяет форму пучка - для большей дальнобойности. Ожидается, что к серийному производству VarioX будет готов в 2006 году. А чуть позже европейские правила позволят связать фары с системой GPS. Одной из первых такую разработку представила BMW в 2001 году. Вспомните концепт-кар X-Coupe с асимметричным дизайном. Фары у него поворачивались по команде GPS-навигатора с учетом скорости движения, угла поворота руля и бокового ускорения. А еще навигационная система позволит «предугадывать» повороты и давать команду на автоматическое изменение светораспределения, скажем, при пересечении английской границы - ведь система VarioX позволяет и это!

А следующий шаг - объединение головного света и систем ночного видения. Но это - тема отдельного разговора…


Америка - Европа

Подход к системам освещения в Старом Свете и за океаном различается кардинально. Начнем с того, что американские законы вплоть до 1975 года запрещали использование фар не круглой формы и галогенных ламп! Причем в Штатах лампа и фара были объединены в одно целое - лампы-фары за океаном использовали с 1939 года. Преимущество у таких приборов было одно - герметичность лампы-фары позволяла покрывать поверхность рефлектора серебром, отражающая способность которого достигает 90% (против 60% у распространенных в те времена хромированных рефлекторов). Но менять лампу-фару, естественно, приходилось целиком.

А главное отличие - в Европе с 1957 года принято асимметричное светораспределение с лучшим освещением «пассажирской» обочины и с четкой светотеневой границей. Но в Америке использование фар с границей света и тени разрешили только с 1997 года. Разрешили, но не потребовали! Свет «американских» фар распределяется почти симметрично, вовсю ослепляя встречных водителей. К тому же американцы регулируют фары только по вертикали. А еще в США и Канаде отсутствует единый порядок сертификации приборов освещения. Каждый производитель лишь гарантирует соответствие своих фар федеральному стандарту по безопасности движения транспортных средств (FMVSS), а подтверждать это приходится, например, в случае аварии по вине световых приборов.

Предполагается, что официально импортируемые из США автомобили проходят проверку на соответствие европейским нормам. «Американские» фары маркируются аббревиатурой DOT (Department Of Transport, Министерство транспорта), а «европейские» - буквой «Е» в кружочке с цифрой-кодом страны, где фара одобрена для использования (Е1 - Германия, Е2 - Франция, и т.д.).

Следует учесть, что при прохождении техосмотра в России «американские» фары и головная оптика «праворульных» машин могут создать проблемы, так как нормативный документ, ГОСТ Р 51709–2001, регламентирует «левоасимметричное» распределение света и четкую светотеневую границу.
Н1 - D2: ход конем

Автомобильные лампы отличаются, как правило, конструкцией цоколя и светоотдачей. Например, в двухфарных системах чаще всего используются лампы Н4 - с двумя нитями накаливания, для дальнего и для ближнего света. Их световой поток - 1650/1000 лм. В «противотуманках» светят лампы Н8 - однонитевые, со светопотоком в 800 лм. Другие однонитевые лампы Н9 и НВ3 могут обеспечивать только дальний свет (светопоток 2100 и 1860 лм соответственно). А «универсальные» однонитевые лампы Н7 и Н11 могут использоваться и для ближнего, и для дальнего света - в зависимости от того, в каком отражателе они установлены. И как всегда, качество лампы зависит от конкретного производителя, оборудования, концентрации и типов газов (например, лампы Н7 и Н9 иногда заполняют не галогенами, а ксеноном).

У газоразрядного «ксенона» другие обозначения. Первыми ксеноновыми лампами были приборы с индексами D1R и D1S - они были объединены с модулем зажигания. А за индексами D2R и D2S скрываются газоразрядные лампы второго поколения (R - для «отражающей» оптической схемы, S - для прожекторной).

Новые технологии постоянно внедряются в конструирование автомобилей. Не обходят современные новшества и автомобильные фары, в которых очень часто применяются нестандартные источники света. Новые технологии настольно быстро внедряются в автомобилестроение, что успеть их изучить получается далеко не у всех автолюбителей. Чтобы восполнить подобный пробел в памяти, мы решили как можно более подробно разобраться в преимуществах и недостатках самых распространенных на сегодняшний день видов автомобильных фар.

1. Особенности галогенных ламп накаливания

Данный вид ламп, которые автолюбители довольно часто устанавливают в фары своих автомобилей, является фактически самым доступным вариантом, если брать во внимание их стоимость. При этом срок работы галогенных ламп накаливания составляет 1 тыс. часов (при условии отсутствия постоянного перепада энергии). Тем не менее, существует ряд причин, по которым автолюбители отказываются от их использования, и заключаются эти причины в особенностях функционирования галогенных ламп.

Интересно! Для достижения необходимой величины цветовой температуры ксеноновой лампы, после закачки ксенона ее охлаждают до 190°С, а потом еще и подвергают процедуре отжига.

Галогенная лампа накаливания представляет собой следующую конструкцию:

- внешний корпус лампы выполнен из достаточно прочного стекла, которое также способно выдерживать очень высокие температуры;

Изнутри лампа заполняется смесью газов (аргоном и нитрогеном);

Основным элементом галогенной лампы является вольфрамовая нить, которая непосредственно связана с электросетью автомобиля, от которой в нужный момент на нее и подается напряжение.

При подаче напряжения вольфрамовая нить может накаляться до температуры 2500°С. Благодаря этому начинает светиться газ, и лампа излучает достаточно интенсивный свет, которого вполне хватает для освещения дорожного полотна.

Таким образом, во время включения лампы дополнительно образуется большое количество тепла, которое по сути никак больше не используется. Под воздействием этого тепла постепенно испаряется вольфрам, в результате чего накаляемая нить лопает, лампу приходится менять.

Но это еще не все особенности работы галогенных фар. Особенно осторожно необходимо вести себя во время их замены. К стеклу новой лампы ни в коем случае нельзя прикасаться голыми пальцами. Если на стекле останется хотя бы несколько капель пота, оно уже будет считаться поврежденным и может попросту расколоться во время эксплуатации.

Преимущества галогенных ламп накаливания

Хотя данный вид ламп для фар является достаточно сложным в эксплуатации, все же у них есть целый ряд существенных преимуществ, которые нельзя упустить из виду. Автопроизводители устанавливают их на своих детища в связи со следующими причинами:

1. Благодаря высокой температуре накала вольфрамовой нити образуется очень яркий луч света;

2. Производители позаботились о том, чтобы подобные лампы выпускались в самых разных типах и размерах, благодаря чему для каждой модели и марки автомобиля можно легко подобрать нужную галогенную лампу накаливания;

3. Галогенные лампы могут быть окрашены в любой цвет, что позволяет устанавливать их в любой вид фар, даже в «аварийки», а также применять для разных дизайнерских решений;

4. Ну и, конечно же, нельзя еще раз не вспомнить о длительном сроке службы таких ламп, поскольку менять их приходится достаточно редко.

Что заставляет автолюбителей отказываться от галогенных ламп?

Галогенные лампы накаливания очень трудно назвать экономными, поскольку для получения действительно яркого света приходится расходовать большое количество электроэнергии. При этом специалисты называют такой расход пустым, так как получаемое от накаливания лампы тепло невозможно преобразовать в полезное действие.

Но самым главным недостатком является необходимость дополнительного ухода. Речь идет о том, что длительный период эксплуатации эти лампы можно обеспечить только при наличии идеальных условий работы. Если на лампу попадет хотя бы капля влаги или несколько пылинок – она может уже через несколько дней попросту расколоться.

2. Стоит ли устанавливать в свои фары газоразрядные лампы?

Речь идет о ксеноновых лампах, которые впервые были применены на автомобилях BMW еще в 1991 году. Так как эти автомобили являются представителями премиум-сегмента, на подобное новшество сразу же было обращено очень много внимания со стороны потенциальных покупателей и других автомобильных концернов. Да и вправду, газоразрядные лампы в качестве автомобильных фар представляют собой очень хороший вариант с целым рядом неоспоримых плюсов: не просто эффектное, а действительно эффективное освещение.

Выбор автоконструкторов пал на ксеноновые лампы еще и по той причине, что они потребляют в разы меньше электрической энергии от автомобильного аккумулятора – всего 7% вместо 40%.

Благодаря этому конструкцию автомобиля удается оснащать приборами более высокой мощности. К тому же служат такие лампы в разы больше галогенных – в оптимальном режиме работы они могут светить около 3000 часов вместо 1 тысячи. Связано это с типом конструкции газоразрядных ламп, в которых привычная нить накаливания отсутствует. Свет от них образуется благодаря свечению, образовывающемуся благодаря радуге между электронами.

Достоинства ксенона

В ночное время суток газоразрядные лампы дают водителю возможность увидеть не только участок дороги, который находится непосредственно перед бампером его автомобиля. Их мощность позволяет увидеть очень широкое и дальнее пространство, что в целом достаточно положительно отражается на безопасности движения водителя, который едет за рулем автомобиля, оснащенного ксеноновыми фарами.

Говоря о том, что лучше – ксенон или галоген, следует отметить существенное преимущество газоразрядных ламп, ведь они практически не нагреваются во время работы. Благодаря такой особенности они, во-первых, не создают большого количества энергии, которая потом все равно не сможет использоваться, а во-вторых – не подвергают нагреванию другие элементы фары, обеспечивая им достаточно длительный срок службы.

Минусы использования газоразрядных ламп в качестве осветительного прибора автомобиля

Чтобы установить на автомобиль фары с ксеноновыми лампами, потребуется также установить специальные блоки розжига для таких ламп. Стоят они достаточно дорого, таким образом, первоначальные вложения обойдутся автовладельцу в копеечку. К тому же, устанавливать газоразрядные лампы можно только парами, что позволит обеспечить образование равномерного цвета. Дело в том, что в ходе эксплуатации цвет излучаемого ксеноновыми фарами луча постоянно меняется (невооруженным глазом увидеть эту разницу практически невозможно, заметной она становится только при параллельной установке новой лампы во вторую фару автомобиля).

К тому же, ксеноновые фары, даже если они были установлены профессионалами, могут приносить очень сильный дискомфорт водителям встречных автомобилей. Дело в том, что если поверхность фары во время эксплуатации загрязняется, яркий лучи света начинают преломляться и отбрасываться в разные стороны. Но при этом нередки случаи, когда даже с полностью чистым стеклом владельцы автомобилей с ксеноном представляют достаточно большую опасность для встречного транспорта.

По этой причине доверять установку газоразрядных ламп лучше специалистам, которые смогут выровнять пучок света от нее, тем самым сделав ваш автомобиль максимально безопасным. В первую очередь, если световой поток такой лампы превышает 2500 люмен, вместе с лампами на автомобиль обязательно должны устанавливаться автокорректоры и специальные омыватели фар. Это опять же повысит финальную стоимость установки таких фар, что является их существенным недостатком.

Если вы хотите установить ксенон на свой автомобиль, то наиболее доступным и безопасным вариантом будет использование ламп от «Philips», которые в своей изначальной конструкции совмещены с разжигателем, что делает их более доступными. К тому же, этот производитель выпускает лампы с максимально низкой интенсивностью света – всего в 2500 люмен (в традиционном варианте этот показатель может подниматься до 4000 люмен). Таким образом, свет от фар получается хоть и не слишком ярким, но намного лучше, чем от галогенных ламп. К слову, интенсивность света от галогенных фар составляет всего 1000-1500 люмен.

Но все это все равно не позволяет избежать всех недостатков ксенона, особенно если учитывать факт наличия на рынке автомобильных фар на светодиодах, которым отдают предпочтение практически все современные автолюбители. Почему именно, рассказываем ниже.

3. Светодиодные лампы (LED) для автомобильных фар: секрет популярности

Такой тип фар можно назвать наиболее желаемым для установки на автомобиль, но только в том случае, если использоваться будут действительно качественные приборы, а не дешевая китайская подделка. Они очень долго и бесперебойно служат, по этой причине в последнее время все новые кары премиум-сегмента оснащаются именно светодиодными фарами.

При этом очень важно разделять такие два понятия как светодиодные фары и лампы. В первом случает в дополнение к осветительному прибору также устанавливается компьютеризированный блок управления и вентилятор, позволяющий охлаждать прибор во время интенсивного функционирования. Такие фары очень дорогие, и чтобы установить их на свой автомобиль, придется потратить не менее 400 у.е.

Интересно знать! Мощность света от светодиодных фар зависит исключительно от того, сколько светодиодных лампочек установлено в фаре. По этой причине светодиодные фары не всегда позволяют получить эффект выше, чем при использовании галогенных фар.

Зачем тогда платить больше, спросите вы? Дело в том, что наличие индивидуального блока управления позволяет автоматически контролировать включение и выключение дальнего света. Возможно это благодаря тому, что сама фара конструируется сразу из нескольких диодов, на каждый из которых возлагается функция освещения определенного участка дороги. Таким образом, при встрече автомобиля на дороге блок управления сам отключит несколько диодов, чтобы его не засветить, а вот во время осуществления маневра на повороте включит дополнительные светодиоды, чтобы водитель мог увидеть более широкий участок дороги.

Плюсы светодиодных фар и ламп

У LED-фар достаточно большая мощность – 30 Вт, а также дальность освещения – около 3600 люмен. Таким образом, по интенсивности освещения они фактически равны вышеописанным ксеноновым.

Но самым большим плюсом светодиодных фар является срок их службы, который может легко достигать 30 тыс. часов (при использовании качественного оборудования и профессиональной установке). К тому же, в отличие от ксенона, на них нет никакого запрета, и при их установке не требуются специальные корректирующие приборы.

Очень важным фактом также является то, что светодиодные фары излучают свет, который является практически идентичным естественному, поэтому они фактически безвредны для человеческих глаз.

Все преимущества такого рода ламп позволяет устанавливать их и для габаритных огней, и для дневных ходовых огней. Очень часто светодиодные лампочки устанавливаются и в салоне для сигнализации включения того или иного прибора. Еще чаще их используют для тюнинга автомобиля.

Очевидные недостатки светодиодных фар

Минусов у таких фар имеется достаточно много, поэтому перечислим их в виде списка:

1. Светодиодные фары хотя и немного дешевле ксеноновых, но за все устройство придется отдать немало денег. Правда, в связи с растущей популярностью цена на них падает все больше, хотя параллельно с оригинальными и действительно качественными лампами все чаще появляются опасные подделки.

2. Если во время эксплуатации перегорела светодиодная фара, то обойтись простой заменой лампы не получится. Необходимо будет менять полный комплект.

3. Светодиодные фары отличаются достаточно сложной конструкцией, которая во время работы достаточно сильно нагревается. Но если в случае с галогенными лампами подобный рост температуры не несет никаких побочных результатов, то для светодиодных фар обязательно требуется охладительный прибор.

4. Использование LED-ламп без наличия специального блока управления делает свет от них неэффективным. По этой причине устанавливать на авто стоит только светодиодные фары в полной комплектации. В противном случае эффект от них будет еще хуже, чем от галогенных.

4. Немного о лазерных автомобильных фарах

В 2014 году концерн BMW выпустил на рынок свой новый автомобиль, оснащенный лазерными световыми приборами. Подобную новинку внедрили в свои спорткары и конструкторы из Audi. Зачем же спортивные автомобили начали так активно оснащать новым типом автомобильного освещения – лазерными фарами?

В первую очередь, по той причине, что такой тип освещения позволяет получить необычайную дальность света, который может распространяться даже на 600 метров, что не под силу ни одному из вышеперечисленных типов освещения. При этом используемые для таких фар лазерные светодиоды, несмотря на свою усиленную мощность, имеют в несколько раз более мелкие размеры, что очень удобно для их установки.

Интересный факт! Во время профессионального тестирования эффективности фар разных производителей и на разных автомобилях отметку «отлично» удалось получить только автомобилю Toyota Prius V.

Благодаря такой особенности конструкторы получили возможность максимально изменять внешний вид автомобилей за счет уменьшения размеров самих фар. Тем не менее, одновременно со светодиодными фарами приходится устанавливать дополнительные системы для управления включением и выключением дальнего света. Для этого специально устанавливаются камеры, которые выполняют функцию слежения за потоком встречных автомобилей.

Достоинства лазерного освещения

К преимуществам такого освещения, конечно же, стоит отнести дальность света, которую дают лазерные фары. Среди аналогов невозможно найти что-то подобное, особенно если учитывать компактность конструкции таких фар.

Привлекает внимание автомобильных конструкторов лазерное освещение еще и своим эффектным внешним видом, который позволяет по-разному модифицировать внешний вид автомобиля. Если же учесть еще и низкое потребление электроэнергии, то на сегодняшний день лазерные фары можно считать наиболее эффективным достижением человечества.

Минусы лазеров, используемых в авто

Главным недостатком подобного освещения, конечно же, является его стоимость. Ведь, кроме лазерных светодиодов, на автомобиль приходится устанавливать еще и дополнительное оборудование, что вместе составляет отнюдь не маленькую стоимость.

Таким образом, у каждого типа автомобильного освещения можно найти как свои достоинства, так и недостатки. Поэтому автолюбителям остается ориентироваться в выборе фар для своего автомобиля исключительно на собственные предпочтения, потребности и финансовые возможности. Ну и еще необходимо быть максимально осторожным в покупке подобных приборов, поскольку сегодня на рынке встречается очень много подделки, особенно если речь идет о светодиодных фарах.

Если вы недавно купили (или собираетесь купить в будущем), то скорее всего у многих из вас в передней части машины есть одна абсурдная по стоимости деталь, стоимость которой вас может сильно удивить и даже напугать. Речь идет о передних фарах. Вы заметили, что на авторынке появляется все больше и больше автомобилей с красивой и удивительной светодиодной оптикой? Также все больше мы видим автомобили с адаптивным ксеноном. А знаете, сколько стоит эта красота?

Вам нравится LED и Ксеноновые фары? А знаете, сколько стоят светодиодные или адаптивные ксеноновые передние фары? Вы знаете, что стоимость некоторой оптики не поддается никакой логике? Например, как вам 120 тыс. рублей за один блок-фары. И что самое удивительное это не предел.


Светодиодная оптика Toyota Corolla 2017 года

Я, конечно, понимаю что современные передние фары со светодиодами и дневными ходовыми огнями современное чудо техники. Также вызывает восторг и адаптивная ксеноновая . Но я не согласен с их ценой. Мне кажется странным, что стоимость передней оптики для многих современных автомобилей слишком завышена.


Ведь согласитесь автомобильные фары должны стоить соизмеримо стоимости нового автомобиля. И что самое главное передняя оптика ни как не должна стоить существенную часть стоимости всего автомобиля.

Вот вам пример.

Давайте возьмем новое поколение кроссовера , с их прекрасными передними фарами, выполненные в стиле "Молота Тора".

Вот фотография этого шедевра :


Новая LED фара Volvo для XC90 второго поколения

Как вы думаете, сколько стоит этот блок-фары?

И так внимание... Их средняя стоимость на Российском рынке составляет в среднем 120 тыс. рублей!!!

Даже на подержанном рынке автозапчастей вас сильно удивит стоимость этой детали. Например, вы легко найдете б/у оригинальную фару XC90 второго поколения в среднем за 35 000 рублей.


Подержанная LED фара Volvo для XC90 второго поколения

Причем за эти деньги фара будет не в идеальном состоянии. Я, например, нашел объявление в интернете о продаже за эти деньги светодиодной фары с дефектами крепления и царапинами.

Вот еще пример. Давайте посмотрим, сколько стоит передняя фара на не новую Audi A6, которая штатно оснащена ксеноновыми адаптивными передними фарами.

И так передняя фара в сборе на Audi A6 в кузове C6, которая выпускалась с 2005 по 2008 года стоит у официального дилера 55 000 рублей. Представляете, и это речь идет только о ксеноновом блоке одной фары.

И это для 9-10 летнего автомобиля. Представляете, что в случае повреждения передней оптики владелец А6 2008 года выпуска должен отдать как минимум 110 тыс. рублей за две .


Особенно это удивительно, с условием того что например А6 этого года выпуска на подержанном рынке в среднем стоит 680 тыс. рублей. То есть чтобы купить новую оптику на старую А6 нужно отдать около 16 процентов стоимости б/у машины на Российском рынке.

Да, не у дилеров вы можете купить фару дешевле. Но вряд ли вы найдете оригинальную оптику дешевле 40 000 рублей. Так что все равно даже ксеноновая адаптивная фара для А6 в кузове С6 стоит неоправданно дорого, не говоря уже о светодиодных красивых фарах новых Audi.

Или давайте возьмем новый Ford Mondeo. Как вы думаете, сколько стоит передние на эту модель? Думаете что немного? Зря.

Стоимость одной фары со светодиодами составляет 68 000 рублей. Это средняя стоимость у официальных дилеров Ford в России.

Да, можно найти дешевле, но вряд ли у вас получится купить оригинальную оптику дешевле 50 тыс. рублей.

А сколько же тогда стоят обычные галогенные фары на эту же модель (этот автомобиль доступен для продажи, как со светодиодной передней оптикой, так и с традиционными галогенными лампами)?

Средняя стоимость одной фары с галогенными лампочками составляет 15 000 рублей. На рынке автозапчастей даже можно приобрести оригинальную оптику на новое поколение всего за 10 000 рублей.

Как вам разница между LED и галогенной оптикой? Согласитесь ничего хорошего.

Давайте узнаем теперь, сколько стоит передняя светодиодная оптика на Toyota Corolla, которая появилась на этой модели в 2016 году. Как вы думаете, сколько же стоят новомодные передние фары на эту модель?

Вы ни за что не поверите, но одна только светодиодная фара у не официальных дилеров и поставщиков автозапчастей стоит 90 000 рублей!!!


У дилера ценник на одну фару может зашкаливать больше 100 тыс. рублей. Как вам цена? Особенно если учитывать стоимость нового автомобиля в полной комплектации, которая составляет 1,32 млн. рублей.

В итоге получается, что стоимость двух блоков передних фар на Toyota Corolla нового поколения составляет 200 тыс. рублей, что соответствует 15 процентам стоимости нового автомобиля. Это абсурд. Не могут фары стоить даже 10 процентов стоимости нового автомобиля.

Или большинство автомобильных компаний продают новые автомобили в убыток (что верится с трудом), либо стоимость новой передней оптики для многих новых автомобилей очень искусственно завышена.


Вы думаете, что ксеноновая оптика в любом случае значительно дешевле? Да, но ненамного. Например, передняя оптика Mazda 6 стоит у дилера как минимум 60 000 рублей. Причем заметьте речь идет не о светодиодах, а лишь об обычной линзованной ксеноновой фаре.

И так можно продолжать приводить примеры очень долго, так как за последние годы передние фары автомобилей превратились в очень дорогой компонент.


На самом деле дороговизна современной передней оптики это головная боль многих владельцев новых автомобилей. Дело в том, что передние фары очень уязвимы. Ведь они могут быть повреждены даже при небольших авариях.

Кроме того, фары в отличие от многих других компонентов автомобилей наиболее подвержены быстрому износу и выходу из строя. Поэтому в будущем владельцы подержанных автомобилей столкнутся с огромной проблемой замены фар, из-за их стоимости. Ведь рано или поздно ее предстоит заменить.


Но если сегодня все еще существуют обычные галогенные фары, то в будущем, скорее всего, таких автомобилей будет немного. И вряд ли в ближайшие годы стоимость современных передних фар существенно снизиться. Поэтому многие будущие покупатели подержанных машин обязательно столкнутся с проблемой стоимости оптики. Да, конечно, существуют и неоригинальные передние фары. Но они также не дешевы и в большинстве случаев их качество оставляет желать лучшего.

Вы представляете, с чем столкнется владелец кроссовера 2017 года выпуска Volvo XC90, например, в 2027 году, которому придется покупать новую переднюю оптику в связи с ее естественным износом или при повреждении в случае мелкой аварии? Скорее всего, это будет уже 2, 3 или даже 5, 6 собственник внедорожника, у которого вряд ли будет много денег, чтобы спокойно тратить на фары огромные суммы.


Ведь для замены передних фар Volvo XC 90 придется отдать более 200 тыс. рублей за оригинальную пару передней оптики. Или вы думаете, что в 2027 году передние фары на Volvo XC90 будут стоить дешевле. Это вряд ли, учитывая инфляцию. Примечательно, что оптика на подержанные автомобили не подешевеет, даже если к тому времени себестоимость светодиодных фар существенно снизится.

Не знаю, но мне кажется вряд ли владельцы десятилетних автомобилей, которые за эти годы существенно упадут в цене, будут готовы отдавать огромные деньги за передние фары, стоимость которых будет на тот момент, наверное, составлять 50-70 процентов стоимости 10-летней б/у машины.

Надеюсь, что к тому времени на рынке запчастей появятся альтернативные адаптеры, с помощью которых можно будет вместо светодиодных фар установить традиционную светодиодную оптику.

Иначе в скором времени подержанные автомобили с дорогой оптикой будут ни кому не нужны. Особенно на нашем авторынке.

К счастью многие автопроизводители пока не отказались от использования обычных галогенных фар, и предлагают нам возможность выбирать, с какой оптикой приобретать автомобили. Но судя по всему, галогенная передняя оптика в скором времени начнет исчезать в автопромышленности.

К сожалению, это уже происходит, несмотря на то, что светодиодные технологии в автопромышленности пока очень дороги.


Или автомобильные компании знают, что их современная продукция не прослужит десятилетия? Если это не так, то что же они предложат владельцам подержанных автомобилей? Неужели они думают, что владелец старого автомобиля будет готов отдать за переднюю оптику пол стоимости б/у авто?

В общем, пока одни вопросы, на которые нет ответов.

Ведь действительно фары являются одними их самых уязвимых компонентов любого автомобиля и соответственно их стоимость не должна быть абсурдна. Вспомните, как было долгое время.

Стоимость запчасти традиционно, в некотором роде, зависела от ее срока службы. То есть, чем чаще автозапчасть выходит из строя, тем дешевле ее стоимость. Ведь в таком случае производители запчастей имеют возможность продавать их дешевле за счет постоянного спроса. Так почему же передняя современная оптика так дорога, если по статистике повреждений передние фары являются рекордсменом по повреждениям.


Да, я понимаю, что светодиодные фары высокотехнологичны и не могут стоить очень дешево. Но может быть тогда еще не пришло время устанавливать их на обычные автомобили. Может быть, им место пока только в дорогих эксклюзивных моделях?


Согласитесь, . Надеюсь, что в нашей стране, кто-нибудь в будущем начнет оказывать услуги по адаптации передней оптики, устанавливая вместо дорогих светодиодных фар, качественную галогенную оптику. В том числе и на те модели, которые изначально выпускаются или выпускались исключительно только со светодиодами.

Кстати это очень интересная тема бизнеса на будущее. Так что может это реально будет кому-то интересно и полезной идеей, которая может быть подскажет каким бизнесом заняться в будущем.

Есть правда еще один вариант, который решит проблему дорогих светодиодных фар. Это наши доходы. Если они, например, значительно вырастут, до того уровня, который позволит нам легко купить оригинальные светодиодные фары. Тогда большинство из нас легко согласиться поменять передние фары на десятилетних машинах.

Фары современных автомобилей можно условно разделить на несколько основных типов - фары дальнего и ближнего света, противотуманные и специализированные дополнительные фары.

Дополнительными фарами могут называться прожектора, обеспечивающие безопасное скоростное движение по ночной магистрали, фары заднего и бокового освещения для комфортного маневрирования на парковках или бездорожье в темное время суток. Особенности света того или иного типа фары обеспечивает расположение лампы относительно ее отражателя и рисунок на ее стекле, а также размещение фары на транспортном средстве.

Противотуманная фара (англ. - Fog light или Fog lamp)

В дождь, туман или густой снег обычная фара ближнего света снижает эффективность освещения дороги. Первая реакция на ухудшение видимости, это включение дальнего света, но в тот же момент водитель понимает, что ситуация только ухудшилась, это происходит из-за эффекта ослепления. Объясняется все просто, дальний свет не имеет ограничений и не обрезан в верхней части светового луча. Луч дальнего света, отражаясь от капелек тумана или снежинок, ослепляет водителя отраженным светом.
При постоянном внешнем освещении количество света, попадающее в глаз за единицу времени, пропорционально площади зрачка. Глаз реагирует на внешнюю освещенность, рефлекторно расширяя или сужая зрачок, причем реагирует и зрачок неосвещенного глаза, это называется содружественная реакция на свет.
Реакция на свет является полезным регуляторным механизмом, так как в условиях яркого освещения уменьшается количество света, попадающего на сетчатку. Таким образом, свет от фар освещающих дорогу становится плохо различим или совсем невиден, это и есть эффект ослепления.

Противотуманная фара специально разработана для плохих погодных условий и изначально предусматривает ее узконаправленное применение.
Противотуманные фары имеют широкую диаграмму светораспределения по горизонтали и очень узкий луч по вертикали. Основной задачей противотуманных фар светить как бы под туман, дождь или снег тем самым не ослепляя водителя отраженным светом, как это происходит при включении дальнего света.

Требования к противотуманным фарам: верхняя светотеневая граница должна быть максимально резкой, угол рассеивания в вертикальной плоскости наименьшим, около 5 град, а в горизонтальной плоскости наибольшим, около 60 град, и максимум силы света должен быть приближен к верхней светотеневой границе.

Настоятельно рекомендуем не устанавливать ксеноновые лампы в фары противотуманного света. Нарушается фокусировка фары т.к. ксеноновая лампа имеет не фиксированный источник света, а вращающуюся высоковольтную дугу, образующую светящейся шар. Фара, посчитанная под конкретный тип ламп, не справляется с новым источником света и в отражателе возникают многократные взаимные отражения и преломления, что вызывает размытие светотеневых границ и в конечном счете ослепление встречных и попутных водителей. Помимо этого противотуманная фара теряет способность обеспечить видимость и освещение дороги в плохих погодных условиях.

Так же существуют задние противотуманные фонари. Они потому так и называются, что предназначены для условий недостаточной видимости для водителей едущих позади вас. Подключать их совместно со стоп сигналами, а также включать ясной ночью запрещено. Например, в “пробке” противотуманные фонари с довольно мощными лампами 21W будут если не слепить, то раздражать едущих позади водителей. Да и стоп сигналы на их фоне видны гораздо хуже. Другими словами, включенные не к месту задние противотуманные фонари не помогут, а навредят!


Диаграмма
светораспределения

Так водитель видит
туман в свете фар
ближнего света

Тот же туман, но без ближнего света при включенных ПТФ

ПТ Ф Модуль D100

Ближний свет (англ. - Dipped Beam или Low Beam)

Фара ближнего света - световой прибор, предназначенный для освещения дороги впереди транспортного средства. Светотехнические параметры фар ближнего света подбираются так, чтобы обеспечить видимость дороги вперёд на 50-60 метров и безопасный разъезд на сравнительно узкой дороге без ослепления встречных водителей.

Современные системы освещения можно разделить по типам светораспределения - на европейскую и американскую.

Европейская и американская системы освещения головного света автомобиля различны как по структуре создаваемого светового пучка, так и по принципам его формирования. Это обусловлено как особенностями организации движения, так и качеством дорожного покрытия. И та и другая системы имеют как двух, так и четырехфарное исполнение.

На американских автомобилях установлены фары, а чаще лампы-фары, в которых нить накала ближнего света смещена выше горизонтальной плоскости. Благодаря такому расположению световой поток ближнего света смещен в сторону правой обочины дороги и наклонен вниз. В формировании лучей и ближнего и дальнего света участвует вся светоотражающая поверхность рефлектора фары.

Европейская система освещения выполнена конструктивно иначе, нить накаливания ближнего света смещена вверх относительно фокуса отражателя, при этом нить заслонена от нижней полусферы специальным металлическим экраном.
В формировании ближнего света участвует только верхняя полусфера рефлектора фары. C левой стороны экран срезан под углом 15 градусов, это позволяет получить четкий ассиметричный луч ближнего света. Граница освещенной зоны четкая, правая обочина ярко освещена, а левая часть луча не ослепляет встречных водителей. Дальность освещения ближнего света не превышает 50-60 метров. Современные фары ближнего света, так же как и дальние, имеют исполнение с прозрачным стеклом, а формирование ассиметричного луча происходит на поверхности отражателя, имеющего выраженный рельеф. Эта конструкция позволяет увеличить яркость светового потока, так как луч не рассевается на поверхности рифленого стекла фары и, как правило, имеет одинаковую яркость по всей освещаемой плоскости. Эта технология называется free form и применяется на всех современных автомобилях, как в головной, так и в дополнительной оптике.

Дальний свет (англ. - Driving light, Main Beam или Hi Beam)

Фара дальнего света - световой прибор, предназначенный для освещения дороги впереди транспортного средства при отсутствии встречного транспорта. Дальний свет обеспечивает освещение дороги и обочины на расстоянии 100-150 метров, создавая яркий, плоский луч света относительно большой силы (мин. требования).

Фары дальнего света условно можно разделить на две категории. Это штатные фары дальнего света входящего в состав транспортного средства и дополнительные навесные фары, различных форм и размеров имеющие разнообразные характеристики светового луча и мощности ламп.

Как правило, штатные фары современных автомобилей в угоду дизайна имеют скромные размеры отражателя и обладают минимально необходимыми характеристиками. Для нечастых ночных поездок, света штатных фар вполне достаточно. Но, если ночные поездки на дальние расстояния являются для вас необходимостью, то установив дополнительные фары дальнего света, вы существенно обезопасите движение в темное время суток.

Модельный ряд фар дальнего света настолько разнообразен, что позволяет подобрать навесные фары, как на компактный легковой автомобиль, так и на подготовленный внедорожник. Определившись с размером и дизайном фар, необходимо подобрать основные светотехнические характеристики, а именно форму луча и светосилу фары.

Скоростное движение по ночной магистрали требует от фар максимальной дальности луча, для своевременной реакции на возникшее препятствие. Для таких условий наилучшим образом подойдут фары с узким лучом, где вся светосила фары направлена на достижении максимальной дальности. Фары такого типа называются прожектором. Прожектор создает узкий слабо рассеивающийся концентрированный луч и служит для освещения предметов на значительном удалении до 1 километра.

Если вы чаще передвигаетесь по второстепенным дорогам, гораздо важней ширина луча, освещающая обочину и прилегающую к ней территорию, т.к. обочина дороги в ночное время таит много неожиданностей. Для таких условий, мы рекомендуем фары именно дальнего света и фары дальнего света с широким лучом. Эти фары не так “дальнобойны” как прожектора, но их дальность вполне достаточна для своевременной реакции на возникшее препятствие.

Напоминаем, что во избежание ослепления дальний свет должен быть переключен на ближний не менее чем за 150 метров до встречного автомобиля, а также на большем расстоянии, если встречный водитель периодически переключает свет своих фар. Ослепление может возникнуть также через зеркало заднего вида. Очень опасно неожиданное ослепление водителей встречных автомобилей, движущихся за переломом продольного профиля дороги или за поворотом. В этих случаях нужно заблаговременно переключить дальний свет на ближний.

Фары дневного света (англ. - Daytime Running Lights или DRL)

Первыми, кто осознал пользу постоянно включенных фар, были скандинавские страны. До недавнего времени их поддерживали частично: где-то включать фары обязывают лишь за городом или только в зимнее время. Но, похоже, это лишь полумеры...

Европейская статистика и многочисленные исследования убедительно подтверждали: "дневной" свет на автомобилях нужно узаконить. И вот все страны Европейского союза решили присоединиться к своим северным соседям - с 2003 года включенные фары стали столь же обязательным условием движения, как пристегнутый ремень безопасности!

В двадцати округах Нижней Саксонии провели акцию под названием "Включи свет днем". На опасных участках дорог установили информационные щиты, призывающие водителей в светлое время суток включить фары. И хотя призывы носили рекомендательный характер, немецкий педантизм возвел их в ранг закона. Результаты впечатляли: количество жертв на обозначенных трассах сократилось на четверть!

Фары дневного света или дневной ходовой огонь, это фары на передней части автотранспортного средства, излучающие яркий белый свет, для увеличения видимости транспортного средства в условиях дневного освещения.
Преимущества фар дневного света:
. Малое потребление электроэнергии, что практически не увеличивает расход топлива.
. Не увеличивает износ обычных головных фар.
. Оптимальный контраст в яркий солнечный день.

С февраля 2011 года легковые автомобили и легкие грузовики, продающиеся во всех странах Евросоюза, должны быть в обязательном порядке оснащены так называемыми фарами дневного света.





Фары рабочего света (англ. - Worklight)

Для проведения в ночное время строительных, монтажных, погрузочных и подобных работ необходим специализированный свет. Так как стандартные фары ближнего и дальнего света, а тем более прожектора не могут создать необходимого светового пятна, для этих целей применяют специальные фары рабочего света, предназначенные для освещения больших площадей.
В силу определенной специфики фары рабочего света Hella имеют множество моделей, различающихся по уровню защищенности, количеству ламп и светораспределению.

Немаловажным моментом является то, что все современные фары рабочего света Hella построены по современной технологии FF (FF - сокращение от английского Free-Form - свободная форма или свободная поверхность). Расчет поверхности отражателя выполнен на компьютере, результат оптимальная подгонка поверхности рефлектора к лампе с повышенной светоотдачей.
Определенные части рефлектора, рассчитанного точка за точкой, отвечают за освещение определенной части дороги. Формируемый FF рефлектором световой поток распределяется более ровно, чем от классического параболического отражателя и создает равномерно залитый светом участок дороги с мягкими переходами и без резких контрастов. Например, у большинства фар интенсивность светового луча имеет плавный переход от максимальной яркости вверху оптического элемента с плавным снижением к нижней части. Этот эффект создается FF отражателем для равномерного освещения. Луч, падая на плоскость дорожного полотна, создает равномерную заливку с одинаковой яркостью пятна на всем его протяжении.

Фары рабочего света Hella имеют несколько типов светораспределения:

Long Range - Большинство фар с таким индексом имеют прозрачное стекло, без рисунка, фары такого типа формируют световое пятно на некотором удалении от источника света, причем промежуток между фарой и световым пятном остается минимально освещенным с четкой светотеневой границей. Подобное светораспределение избавляет от нежелательной засвети конструктивных элементов транспортного средства (капот, ковш или отвал). Как правило, такими свойствами обладают галогеновые фары рабочего света, фары с газоразрядной лампой (ксенон) и индексом светораспределения Long Range формируют световой коридор небольшой ширины, но внушительной дальностью до 140 метров.

Close Range - Широкий, заливающий луч этой фары освещает не только большую площадь, но и вертикальные препятствия. Световое пятно формируется в непосредственной близости от источника света. Возникает ощущение, что свет “заглядывает” за угол. Для увеличения яркости пятна мы рекомендуем выпирать фары с двумя лампами 55W 12V или 70W 24V или с фары с газоразрядной лампой (ксенон).

Ground illumination
- Специализированная фара для освещения земли с очень широким и ярким лучом, превосходящего фары Close Range. В верхней части светового луча фара имеет четкую светотеневую границу, что не приводит к ослеплению стороннего наблюдателя.
Ground illumination идеально подходит для случаев, когда нужно акцентировано осветить грунт на большой площади. Фара поставляется как с галогеновыми лампами H9 65W так и с газоразрядными (ксенон).

Reversing Light - Есть еще один тип светораспределения Reversing Light имеющий косвенное отношения к фарам рабочего света, единственное, что их объединяет, это уровень защищенности фар и одинаковые корпуса. Reversing Light - Это специализированный свет для движения задним ходом, фара формирует широкий плоский луч “веер” и требует минимальной высоты монтажа. В таком случае свет от фары размазывается на плоскости, создавая максимальную площадь освещения и не ослепляя водителей двигающихся позади вас.

Бессмысленно использовать в качестве фар рабочего света:
- Фары ближнего света.
- Фары дальнего света.
- Фара противотуманного света.




Противотуманный
свет

Рабочий свет
error: