Новый закон о платных парковках во дворах жилых домов – кто сможет парковаться, как получить льготы и оплатить парковку во дворе? Как убрать нелегальную платную автостоянку из своего двора? Что будет с платными парковками

1. Платная парковка должна соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона, а также требованиям настоящей статьи.

2. Законом субъекта Российской Федерации могут быть запрещены платные парковки на территориях, непосредственно прилегающих к объектам спорта, зданиям, в которых размещены образовательные организации, в том числе дошкольные образовательные организации, медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, организации культуры, органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, а также на земельных участках, относящихся в соответствии с жилищным законодательством к общему имуществу многоквартирных домов.

3. Размер платы за пользование платными парковками на автомобильных дорогах не должен превышать определяемый в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона максимальный размер такой платы и устанавливается владельцами парковок.

4. Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены периоды времени суток, а также выходные и нерабочие праздничные дни, когда платные парковки, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, используются бесплатно.

5. Территория, на которой организована платная парковка, должна быть обозначена дорожными знаками и дорожной разметкой, оборудована автоматизированной системой оплаты в наличной или безналичной форме в соответствии с проектом организации дорожного движения.

6. Владелец платной парковки обеспечивает содержание платной парковки, в том числе взимание платы за пользование платной парковкой с пользователя платной парковки.

7. Взимание платы за пользование платной парковкой с пользователя платной парковки должно быть организовано с использованием автоматизированной системы оплаты в наличной или безналичной форме.

8. Взимание платы за пользование платной парковкой не допускается в отношении транспортных средств, используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, а также транспортных средств федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, используемых в связи со служебной необходимостью.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Право бесплатного пользования платной парковкой предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Владелец платной парковки вправе устанавливать дополнительные категории пользователей платной парковки, категории транспортных средств, которым предоставляется право бесплатного или льготного пользования платной парковкой.

Московские власти продолжают бороться с автомобилистами, нежелающими платить за парковку и снимающими для этого госномера. Однако оказалось, что применяемые для этого методы не всегда признаются судами. С подобной ситуацией столкнулся столичный автомобилист Дмитрий Осипов, подробно рассказавший свою историю в фейсбуке.

В мае 2017 года он припарковал свой Volkswagen Tiguan без номеров в зоне платной стоянки. На вопросы пользователей о том, почему же машина была без номеров, отвечать на прямую Осипов не стал, заявив, что правил парковки не нарушал и что парковка без номеров якобы «совершенно законна».

«Любая мотивировка может быть уместной — хоть сам снял, хоть хулиганы, хоть отвалились», — утверждает Осипов.

В итоге автомобиль без госномеров эвакуировали на штрафстоянку. Потом водителю пришел штраф в размере 2,5 тыс. рублей за неоплату парковки согласно ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы «Неуплата за размещение транспортного средства на платной городской парковке». При этом на постановлении был изображен принадлежавший Осипову Volkswagen Tiguan без госномеров. Тогда автомобилист написал жалобу в ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства» (АМПП), аргументировав требование об отмене штрафа тем, что на фотографии изображен не идентифицируемый автомобиль, но получил отказ. Тогда он обратился в Басманный суд города Москвы,

но судья также оставил постановление в силе: так, помимо фотографий на постановлении суд сослался на акт идентификации автомобиля. Важно, что в материалах дела его по какой-то причине не оказалось.

Однако автомобилист решил дойти до Мосгорсуда и там, уже в январе 2018 года смог добиться отмены выписанного штрафа. Его случай оказался далеко не единичным. К примеру, с подобной ситуацией столкнулся еще один столичный водитель - Юрий Борковский, который также смог добиться отмены штрафа, причем сразу в суде первой инстанции, Пресненском суде.

В ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) «Газете.Ru» объяснили, как они идентифицируют автомобили без номеров на примере Volkswagen Tiguan автомобилиста Осипова.

«Этот автомобиль, припаркованный в зоне платной парковки, был перемещен на спецстоянку по решению антитеррористической комиссии города Москвы для проверки полицией, так как на нем не было номеров и определить владельца было невозможно, — сказали в АМПП. — При получении машины собственник подписал акт идентификации, в котором подтвердил, что это его транспортное средство. Парковка оплачена не была - владельцу выписали штраф в размере 2,5 тыс. руб. Акт составляется на спецстоянке сотрудниками ДПС при проверке автомобиля в присутствии автовладельца».

В АММП уточняют, что после проверки правоохранительными органами и идентификации транспортного средства (по VIN номеру или акту идентификации), в отношении собственника выносится постановление по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы.

Получается, что автомобиль Осипова сначала могли определить по VIN-номеру, а после он и сам подписал тот самый акт идентификации, который не попал в материалы дела.

Кроме того, рассказали в АМПП, автомобили без номеров могут быть идентифицированы с помощью стационарных камер, установленных в некоторых местах города. Они считывают номера автомобиля, когда он подъезжает к парковке. Затем, когда машина уезжает, номер также фиксируется, что позволяет идентифицировать ГРЗ транспортного средства и выставить штраф за неоплаченную парковку.

Почему не получается побороть проблему

Проблема с нежелающими платить за стоянку автомобилистами у столичных властей возникла сразу же после введения платной парковки. Сначала водители скрывали госномера посторонними предметами - например, обрывками бумаги или даже CD-дисками. На борьбу с этими «изобретениями» выпустили пеших инспекторов.

Тогда водители стали просто скручивать номера. И оказалось, что с такими экономными автомобилистами фактически ничего поделать нельзя.

Так, есть наказание за передвижение на автомобиле с нечитаемыми или измененными номерами (ст. 12.2. КоАП «Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков»), которое варьируется от штрафа в 500 рублей до лишения водительских прав до года. Но на припаркованные автомобили действие статьи не распространяется. Тогда с подачи мэра Сергея Собянина была создана специальная антитеррористическая комиссия, которая должны была проверять такие автомобили на предмет угрозы.

А в мае 2017 года появилась практика эвакуации «безномерных» машин, чтобы еще больше усложнить жизнь водителям, на которых, возможно, не воздействовал 2,5-тысячный штраф.

В беседе с «Газетой.Ru» координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов назвал действия АМПП, выписывающей подобные штрафы, незаконными. По его словам, примеров, когда автомобилисты могут оказаться без номеров совершенно легально - огромное количество. Например, водитель-резидент платной парковочной зоны может оставить машину на несколько месяцев во дворе, а недовольный сосед может намеренно оторвать ему госномер. Номера могут примерзнуть и оторваться из-за парковки в сугробах, которые, как все мы видели во время недавнего снегопада коммунальщики сваливали как раз на парковочные места, кроме того, при покупке новой машины водитель имеет право 10 дней совершенно спокойно вовсе ездить без госномеров.

«В КоАП не прописано такой нормы - эвакуировать автомобили без номеров и выписывать за это штрафы, — говорит Шкуматов. - Есть антитеррористический регламент, но это всего лишь методика.

— Так, если машина эвакуируется бесплатно, без выписки штрафа, то это еще можно хоть как-то притянуть за уши. Сказать, что вот, в ФСБ испугались террористической угрозы, выдали распоряжение на эвакуацию и поручили проверить конкретный автомобиль. Но в АМПП пошли дальше, они стали выписывать штрафы. Но они не имеют права делать этого на основании идентификации транспортного средства: такое право есть у ГИБДД, а АМПП имеет право выписывать штрафы только на основании фото-видеофиксации.

Нет номеров - нет и фотофиксации. Теоретически в АМПП могут собрать все материалы и отправить их в ГИБДД, но как это сделать - непонятно.

Поэтому нужно менять КоАП, но изменить этот кодекс без радикальной трансформации множества процедур, невозможно в АМПП стали заложниками собственной системы. И пока не будет изменений законодательства на федеральном уровне эта ситуация вряд ли изменится».

Автобум начала 90-ых сопровождался интенсивным появлением на дворовых территориях районов Москвы платных и сомнительных автостоянок. На сегодняшний день определенная часть таких стоянок упразднена, но большинство из них, имея определенные связи с управой, продолжает зарабатывать на доверчивости или лояльности автолюбителей.

Итак, как прекратить незаконную деятельность платной автостоянки в своем дворе?
Признаки незаконной автостоянки
1. Территория автостоянки не обозначена на публичной кадастровой карте (http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/). Нелегальная стоянка либо не будет обозначена вообще или ее территория будет отмечена серым многоугольником. Границы легальной автостоянки будут обведены красной чертой. Про объект в характеристиках будет написано: «эксплуатации открытой автостоянки».


Признак легальной автостоянки


Признак нелегальной автостоянки

2. На легальных стоянках обязательно размещают название юр. лица (гаражного кооператива и пр.) или ФИО ответственного физического лица с указанием контактных данных. Нелегальная стоянка в большинстве такую информацию афишировать не будет.
3. Нелегальные автостоянки обязательно обрастают слухами о тесных связях её пользователей с должностными лицами управ и префектур. Такие автолюбители выражено уверены и дерзки в общении.

Если признаки, так или иначе, подтверждаются
1. Проверку законности нахождения автостоянки выполнит Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы . При этом нет необходимости в организации народного схода, пикетирования управы и сбора подписей под петицией. Достаточно одному из жителей, не выходя из дома, отправить в электронную приемную Госинспекции по недвижимости обращение о проверке автостоянки (http://ggi.mos.ru/reception/) следующего содержания:
«На участке по адресу улица ХХХ , дом ХХХ / участке между домами №№ ХХ, ХХ по улице ХХ / участке между домом ХХ по улице ХХ и улицей ХХХ (максимально точно опишите расположение объекта) расположена автостоянка с косвенными признаками самовольного захвата территории. Прошу Вас выполнить проверку наличия правоустанавливающих документов и, в случае их отсутствия, принять меры к восстановлению свободного доступа на указанную территорию ». Оптимально приложить скрин-шот, например, с той же самой кадастровой карты с указанием на проверяемый объект.
В течение 30-ти дней из Госинспекции по недвижимости Вам придет ответ о результатах проверки: наличии или отсутствии правоустанавливающих документов.

В первом случае, автостоянка расположено законно.
Во втором, факт ее незаконности подтвердился, но расслабляться рано.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП демонтаж ограждений и/или поста охраны незаконной автостоянки должен быть выполнен в течение 9 дней (!) после ее выявления.
На практике же сроки не выполняются. Префектуры и Управы не хотят терять незаконный парковочный бизнес и всеми силами затягивают рассмотрение вопроса. Но заставить их работать намного проще, чем кажется. Берем сроки прохождения вопроса на свой контроль!
2. Поэтому после получения ответа из Госинспекции об отсутствии правоустанавливающих документов на участок автостоянки и направления ею соответствующих материалов в Окружную комиссию, необходимо сделать два обращения (тоже через электронные приемные).
1) В Госинспекцию по недвижимости:
« ХХ от ХХ ХХ , дом ХХ , фактически занимаемой автостоянкой, и направлении материалов обследования в окружную комиссию по пресечению самовольного строительства. Прошу Вас уточнить дату выполнения обследования участка и направления Акта обследования земельного участка в окружную комиссию
2) В Префектуру:
«Ранее Госинспекция по недвижимости в своем ответе № ХХ от ХХ (списываем с ответа) сообщила об отсутствии правоустанавливающих документов на участок по адресу ХХ , дом ХХ , фактически занимаемой автостоянкой, и направлении материалов обследования в окружную комиссию по пресечению самовольного строительства. Прошу Вас сообщить о получении указанных материалов, о дате заседании и решении окружной комиссии по пресечению самовольного строительства ». Прикладываем к сообщению копию ранее полученного ответа Госинспекции.
Такое внимание жителей к решению вопроса о ликвидации незаконной стоянки будет эффективным стимулом для префектуры и управы своевременно выполнить необходимые действия.
3. В случае же явного затягивания вопроса и грубого нарушения сроков, потребуется написать обращение в прокуратуру. К слову, в таких ситуациях прокуратура охотно встает на позицию жителей и наказывает нерасторопных чиновников. есть. При возникновении затруднений при подготовке обращения в прокуратуру обращайтесь на почту [email protected] и Вам обязательно помогут.

19 апреля 2000 года
В прямом эфире радиостанции Эхо Москвы Александр Крутов, заместитель председателя Мосгордумы, организатор комиссии по монументальному искусству и Леонид Ольшанский, действительный член Академии юридических наук, руководитель отделения прав человека и судебной реформы.
Эфир ведет Сергей Корзун.

С.КОРЗУН: Похоже, сегодня позиции наших гостей на самом деле разнятся по нескольким проблемам, в том числе и по главной проблеме, которую мы на сегодня заявили по платным парковкам. Платные парковки законны?
А.КРУТОВ: Если позволите, немного истории. Закон Об основах налоговой системы РФ, принятый еще в 91-м году, ввел понятие сбора за парковку автотранспорта. Этот сбор мог быть установлен представительными органами власти субъекта федерации. И фактически в этой части закон действует до сих пор на тех территориях, где не взимается налог с продаж. В Москве налог с продаж взимается с 1 июля 1999 года, следовательно, с момента вступления в силу указанного закона. До 1 июля 1999 года мы имели право взимать сбор за право парковки автотранспорта.
Л.ОЛЬШАНСКИЙ: Я в данной ситуации поддерживаю Александра. Я хочу сказать, что действительно в законе Об основах налоговой системы так сказано. Но наша точка зрения такова: как только Мосгордума а сегодня мы говорим о Москве приняла налог с продаж, сразу плата за парковку стала вне закона. Что было раньше это долгий спор, который нас может затянуть. А здесь я полностью солидарен: как только с 1 июля вступил в действие налог с продаж, плата за парковку стала вне закона. Существует и второй аспект в проблеме. Мои оппоненты, оппоненты моих коллег, которые ратуют за парковки и пытаются аргументировать, что это законно, выдвигают иногда другую точку зрения: что это не налоговая природа платежа, а арендные платежи типа аренды. На это у нас два ответа. Первое: если в налоговом кодексе и в законе Об основах налоговой системы сказано, что это специфический платеж, значит, платеж, по-другому назвать мы не можем, если Государственная Дума сказала платеж. И второе: аренда, как любой другой договор, носит добровольный характер, тем договор и отличается от приговора. Водитель не заключал договор на аренду ни с московскими властями, ни со службой, которая там работает, эксплуатирует. Поэтому принудительной платы быть не может.
С.КОРЗУН: Давайте не все вместе, разведем по частям. Александр, сначала по поводу июля прошлого года. С этого момента незаконно, Вы согласны?
А.КРУТОВ: Нет, не согласен. Дело в том, что сбора за право парковки автотранспорта в Москве не было никогда. А с самого начала вся система парковок была построена не как система взимания сбора, который поступает Что такое сбор? Целевой платеж, который зачисляется в бюджет соответствующего уровня за право реализации какого-то права. Всегда это был платеж за право пользования местом, отведенным для длительной временной стоянки автомобиля. Вот это, по-моему, было главной ошибкой московской власти, которая имеет свои корни году в 92-м, когда вместо того, чтобы ввести сбор, совершенно ясный специфический вид налога, было решено пойти по пути предоставления некоей услуги на право парковки. И вот с этого момента и начали возникать те проблемы, о которых мы с вами говорим до сих пор.
С.КОРЗУН: Леонид, как на Западе решаются эти вопросы? В городах есть платные стоянки, банкоматы и т.д.?
Л.ОЛЬШАНСКИЙ: Для того, чтобы ответить, как они решаются на Западе, нужно как минимум положить на стол 4 документа: конституцию этого государства, гражданский кодекс, административный кодекс кое-где он по-другому называется и закон субъекта федерации, например, штата США или какой-то земли ФРГ. Четыре документа положить и последовательно пройти, понять, как из конституции делегированы полномочия этому штату. Да, в Америке больше полномочий субъекту федерации, в другой стране меньше. Я считаю, что у нас лакмусовая бумажка - конституция нашего государства. Вслед за конституцией гражданский кодекс. Третьим номером административный кодекс и следом уже законы субъектов федерации. Поэтому я лично призываю работать и анализировать документы так, как делает Конституционный суд: соответствует Конституции и федеральным законам или нет? Я себе позволю только один пример привести. Еще более острая, чем сейчас, полемика была в 1995-96 году по проблеме взимания платы за то, что народ простым языком называет прописка, а официально это называется регистрация. И не только было постановление правительства Москвы, а был издан закон г. Москвы. И вот 4 апреля 1996 года мы собрались в здании Конституционного суда, и Конституционный суд признал, что законы Москвы, Санкт-Петербурга, Кавказских Минеральных Вод и еще ряда регионов противоречат Конституции и деньги брать нельзя. Поэтому мое мнение таково, что мы, конечно, сегодня все проанализируем, выскажем свои точки зрения, но последнее слово за судом. И я думаю, что мы подойдем к суду или к Верховному, или Конституционному, в зависимости от того, в какой плоскости это положить.
С.КОРЗУН: Александр, Вы наверняка изучали опыт других городов?
А.КРУТОВ: Безусловно, я изучал опыт других городов.
С.КОРЗУН: Куда идут эти средства?
А.КРУТОВ: Как правило, это решается именно так, как это решалось законом об основах налоговой системы. Это особый вид муниципального сбора, эти деньги поступают в муниципальный бюджет. Так делается в Испании, в Германии, во Франции, так делается в стране с самой демократической конституцией, в стране самой стабильной в США. Нигде не возникает вопроса о посягательстве на права человека. В США вообще очень чувствительны к правам человека, но относительно парковки это святое. Я помню, в 94-м году мы были гостям Конгресса США, нас сопровождал член Конгресса США. Мы выходили из автобуса около Конгресса на ходу, потому что там запрещена остановка. Фактически автобус остановился на 2 секунды, мы выскочили, и он уехал и потом все время ездил вокруг этого квартала до тех пор, пока мы не вышли в условленное место. Это святое. Права каждого кончаются там, где начинаются права другого, поэтому надо смотреть на это в комплексе, а не по одной из частных проблем. Что касается решения Конституционного суда, то это было не о том немного. Речь шла о признании неконституционным сбора за право проживания в Москве людей, не проживавших ранее в г. Москве. Он противоречил всему на свете, действительно, в том числе и любимому мною закону Об основах налоговой системы.
С.КОРЗУН: Тем не менее, Леонид, Ваш комментарий по поводу того, как это в других городах. Если не сравнивать с конституцией
Л.ОЛЬШАНСКИЙ: Нельзя сказать, что я все объездил, но я спрашивал, я этим вопросом занимался. Нигде нет такого, что нельзя поставить машину или что везде платно. Везде есть альтернатива. У подъезда нельзя, через 10 метров за плату, а через 50 метров бесплатно. Я хочу все-таки вернуться к Конституции. У нас по Конституции, по статье 19, все граждане равны, независимо от социального, материального положения и т.д. А что получается, если в центре Москвы все улицы разлинованы под платную парковку? Если у меня есть деньги, я пришел в ту же городскую Думу на 5 часов, я должен заплатить 5 раз по 10, то есть 50 рублей. А если у меня нет денег, значит, я на машине ездить не могу, я должен ездить на общественном транспорте! Это гигантские сборы, народ уже говорит о парковочной мафии. Я считаю, что платная парковка должна быть услугой, где машину охраняют, несут ответственность за нее. Я бы привел пример с вокзалом: или я боюсь за свой чемодан и сдаю его в камеру хранения, читаю вывеску у камеры хранения, сколько рублей в час я должен заплатить, или я безалаберно отношусь к своему чемодану, оставлю его в зале ожидания и пойду в буфет и пр. Что будет, то будет. Но за то, что я бросил свой чемодан посреди зала, с меня на вокзале или на аэродроме денег не берут. А в Москве практически у каждого универмага Причем важно подчеркнуть, что они никакой услуги не оказывают. Они не моют, не чистят, не несут ответственности ни за машину, ни за оставленные в ней вещи.
С.КОРЗУН: Тем не менее, юридически это услуга на сегодняшний день?
Л.ОЛЬШАНСКИЙ: Нет. В этом мой спор с некоторыми депутатами Думы, представителями правительства. Я считаю, что это не услуга по двум причинам. Во-первых, я никакой услуги не заказывал, а закон о защите прав потребителя запрещает навязывание платных услуг. Во-вторых, в чем услуга? Он не охраняет. Их народ обозвал спекулянтами воздухом и землей. Вот пусть мне ответят: какую он оказал мне услугу? На то, что было раньше без него, он поставил знак, и подходит и берет деньги.
С.КОРЗУН: Остап Бендер, нет?
А.КРУТОВ: Нет, далеко не так. Это упрощение ситуации. Что лежит в основе создания государственным унитарным предприятием, которое занимается парковкой в Москве Я не в восторге от его деятельности Начинается все с заключения договора об аренде земельного участка между московским земельным комитетом, его территориальным управлением, и этим предприятием, которое предоставляет услугу по временной стоянке автомобиля.
С.КОРЗУН: Этот договор заключается на проезжую часть улиц?
А.КРУТОВ: А у нас нет ограничений на распоряжение землей с точки зрения того, проезжая это часть или нет. Вы когда-нибудь пробовали проехать мимо ФАПСИ? Там целая улица перекрыта с двух сторон шлагбаумами, причем сделали это федеральные власти. Никакого договора об аренде нет. А эта улица изъята из московской схемы движения. Когда вы в последний раз через Третьяковской проезд проезжали, еще до ремонта? Я, например, не помню. По сути дела получается изъятый участок. Закон этого, строго говоря, не запрещает. Если мы будем говорить, должно ли это примыкать к обочине или не примыкать. Это не должно создавать помех движения. Так вот, в основе лежит договор аренды. Есть предприятие, которое арендовало этот участок земли. А дальше вы на своем автомобиле вправе заехать на этот участок или не заехать. Так вот, за право въезда и стоянки они с вас и берут деньги по той таксе, которая установлена правительством Москвы. Хотите аналогии с вокзалом пожалуйста. Вы можете ночь спать, положив голову на свой чемодан, в зале ожидания, если вас милиция не выгонит, а можете с тем же комфортом спать в комнате матери и ребенка, заплатив там некоторое количество рублей. Какую вам предоставили услугу? Да такую же точно Вы занимаете место, которое, вообще-то говоря, кто-то арендует. Вот весь смысл этого бизнеса в Москве. Другое дело, что мы имеем чудовищную экономику здесь, и вот относительно того, куда уходят деньги старый вопрос, примерно понятно. Потому что до городского бюджета не доходит и трети того, что должно доходить.
С.КОРЗУН: Начинается интерактивный опрос на волнах Эха Москвы. Вопрос сегодня таков: надо ли узаконить платные парковки на проезжей части улиц? Мы же продолжаем с участниками нашей дискуссии разговор по тому самому вопросу. Леонид, Вам слово. Александр высказался. Ваш ответ на заданный только что вопрос Узаконивать не надо, это очевидно.
Л.ОЛЬШАНСКИЙ: Да. Я почитал высказывания депутатов Мосгордумы. Их точка зрения сегодня в сконцентрированном виде прозвучала так: неизвестно, куда уходят деньги, побольше внимания, давайте присмотримся, там тоже что-то не ладно, контроль и учет, чтобы деньги текли в городской бюджет. А точка зрения правозащитников такова: да какая разница, дает чек или не дает чек, 10 рублей в час или 11, есть паркометр или деньги берет наличными? Платная парковка с 1 июля в Москве вне закона, и поэтому платить не будем А теперь аргументы. Прокурор Санкт-Петербурга такая же ситуация не только в Москве, а очень во многих регионах и некоторые другие прокуроры внесли протест на документы правительства или, если это уже оформлено законом, на закон. В этом протесте ставится вопрос об отмене платы за парковку. Второй вопрос: если я вам должен деньги, поцарапал вашу машину, а платить не хочу, что вы делаете? Идете в суд. Если я не согласен с инспектором ГАИ, который наложил штраф, я обжалую его постановление в суд. Если эта служба считает, что она законно арендует, а я ей не заплатил (а ведь сейчас с каждым днем не платят все больше и больше, волна народного возмущения катится. Пройдите по улицам: каждый второй говорит, что незаконно, ходит с нашими вырезками из газет, не платит), тогда пусть служба парковок или сам парковщик подаст на водителя в суд, и мы посмотрим. А у нас уже есть решение суда, где водитель специально заплатил 10 рублей, взял квитанцию, мы это сняли на камеру, и судья признала изъятие 10 рублей незаконными именно потому, что с 1 июля введен налог с продаж. Конечно, смешное решение: вернуть 10 рублей. Но важен прецедент.
А.КРУТОВ: Жалко, что нет документа. Потому что вынесение решения на основании того, что не действует сбор Сбора-то не было. Беда наша в том, что в свое время правительство Москвы не пошло простым путем. В 1992 году было выпущено примерное положение О сборе за парковку автотранспорта. У меня оно с собой есть. Здесь все написано: как взимается, кто уплачивает, как выглядит квитанция. Если бы в 92-м году в Москве был введен этот муниципальный сбор, мы бы спокойно его взимали до 1 июля 1999 года, не было бы проблем. Но сбора, к сожалению, введено не было, и в итоге получилась вещь довольно любопытная. Поскольку фактически речь шла о платной услуге - услуга состоит в предоставлении права на размещение автомобиля на арендуемой земельной площади, - то это доход от предпринимательской деятельности, с которого надо заплатить налог на прибыль, в том числе и в федеральный бюджет, налог на добавленную стоимость, все необходимые отчисления от фонда оплаты труда и т.д. Вместо того, чтобы просто взимать сбор, который целиком идет в бюджет города, мы фактически в бюджет получаем, может быть, 10% от того, что взимается. А все остальное уходит или в федерацию, или во внебюджетные фонды.
С.КОРЗУН: Но гордое сознание того, что мы платим на благо государства
А.КРУТОВ: Благо-то оно, конечно, благо. Тем не менее, главная ошибка правительства Москвы была в том, что оно вовремя не сделало так, как нужно было сделать в соответствии с налоговым кодексом. Сейчас этого сделать уже нельзя, потому что сейчас сборы вводить нельзя. Но никто не решил органы власти г. Москвы права предоставлять в аренду земельные участки в городе, в том числе и вдоль тротуаров. Правильно это или нет, это другая точка зрения. С моей точки зрения, здесь все неправильно. Я, к радости защитников прав человека, сделал бы следующее: принимая во внимание критическую ситуацию с автомобильным движением в городе, я бы занес разметку типа 1.1 (стоянка запрещена) на все бордюрные камни на Бульварном кольце, запретив стоянку в соответствии с правилами дорожного движения и разрешив стоянку только в специально отведенных для этого местах. Но мы градостроительно сейчас не готовы к этому. Но если бы эти решения принимались в 92 году, мы бы успели подготовиться, были бы паркинги и многоэтажные, и подземные и т.д. Вообще говоря, тезис о том, что если с вас берут деньги, вам должны какую-то услугу оказать, немножко советский: дай мне вещь за мой рубль. В Испании вы паркуете автомобиль, рядом стоит бессловесный металлический столбик, на нем висит прибор. Вы бросаете туда песеты, никакой ответственности никто не несет за то, что ваш автомобиль поцарапают или угонят. Вы платите за право стоять здесь. Вот и все.
С.КОРЗУН: А в Париже бегают девушки и в случае, если просрочено, еще и штраф налагают.
А.КРУТОВ: В Париже еще хуже. Там уловка наших автомобилистов, которые борются за свои права, забывая о том, что есть права других людей, и включают сигнал аварийной остановки, - даже это отслеживается. На моих глаза две милые девушки 15 минут обнюхивали автомобили и фиксировали признаки того, что это умысел и там нет признаков аварийности.
Л.ОЛЬШАНСКИЙ: Я с большим удовольствием выслушал еще одну часть выступления моего оппонента и убедился еще раз, что правовых основ нет. Уважаемый заместитель председателя Думы еще раз сказал, что оплошали в районе 91-92 года. Мое мнение такое: нужно низко кланяться в ноги депутатам Государственной Думы. Вот если завтра появится соответствующий раздел в гражданском кодексе Вот еще пример: у нас же есть в административном кодексе статья Безбилетный проезд. Есть наказание, штраф. И определено, что не милиционер, а контролер берет штраф. Не нравится тебя отведут в милицию, в суд. Вот если завтра Московская городская Дума в порядке законодательной инициативы выйдет в Государственную Думу и появится статья в кодексе об административных правонарушениях: неуплата денег на муниципальной платной парковке наказание такое-то, - все, никуда не денешься. Пожалуйста, уговорите. Ведь нет же такого. Я хочу напомнить про еще одно безобразие. Хотелось бы выслушать точку зрения моего оппонента. Давайте вспомним, что у нас было до августа 1997 года за то, что поставил машину под запрещающим знаком, где нет платной парковки, а просто знак запрещает стоянку, или поставил машину на платной парковке, но не заплатил. И в первом и во втором случае сначала блокиратор, а потом увозили, от тысячи до полутора за первый день эвакуации, а потом 300-500 рублей за каждый день. Представители Мосгордумы, правительства Москвы говорили: Это законно. А мы говорили: Незаконно. И почти в один день Верховный суд признал постановление правительства Москвы об эвакуации незаконным, не просто признал, а опубликовал это в бюллетене Верховного суда, учитывая большую важность вопроса. А Государственная Дума внесла поправку в статью 115. Она длинная, но если коротко: категорически запрещается за все это блокировка, эвакуация, снятие номерных знаков, а равно принятие любых иных мер, за исключением тех, которые прямо предусмотрены федеральным законом. Это можно трактовать и так: федеральным законом не предусмотрена плата, а вы берете, значит, нарушаете статью 115. Конечно, мой оппонент может сейчас квалифицировать как экстремизм, но я считаю, что в действиях парковщика есть даже статья Уголовного кодекса Мошенничество. Мы исходим из того, что это запрещено, а он берет, то есть, изымает деньги путем обмана или злоупотребления доверием.
С.КОРЗУН: Завершено наше голосование. Позвонило за 5 минут 744 человека. Ваш прогноз, как вы думаете, больше народа за то, что надо узаконивать платные парковки на проезжей части или не нужно?
А.КРУТОВ: Людей, которые мечтают о том, чтобы все было бесплатно, значительно больше. Это светлая мечта человечества.
Л.ОЛЬШАНСКИЙ: Если вопрос со словом узаконить, думаю, больше тех людей, которые скажут узаконить. А если поставить вопрос по-другому: кто за то, чтобы не платить?, - был бы другой итог.
С.КОРЗУН: По логике вещей, у вас должны были быть другие предположения. На самом деле, всего 21% считает, что надо узаконить, 79% считает, что не надо. Идем по прецедентам. Действительно, Александр, эвакуация и блокировка были признаны незаконными, соответственно, пришлось все это отменить в Москве.
А.КРУТОВ: Опять не совсем так. Мосгордума приняла активное участие в том, чтобы этого не было. Моему оппоненту известна фамилия депутат Максимова, который с ним сотрудничал в то время. Он, первый председатель Московской Думы, работал над тем, чтобы незаконная эвакуация из Москвы исчезла. А эвакуация предусмотрена правилами дорожного движения, но делать это должны органы ГИБДД, как они сейчас называются. А возмещение затрат производится в сумме возмещения затрат, и никакие коммерческие организации не могут взять на себя эти функции, это совершенно очевидно. Поэтому здесь у нас никаких разногласий и быть не может. Но я опять-таки возвращаюсь вот к чему: нет в Москве сбора, который отменен введением налога с продаж, и никогда не было. Речь идет об оказании услуги хозяйствующим субъектам. Потому что это хозяйствующий субъект. Более того: любая организация может выиграть конкурс на размещение этой платной автостоянки и эксплуатировать ее. И есть правила лицензирования этой услуги. И федеральное законодательство оперирует этим понятием сплошь и рядом. Я могу привести десяток цитат из федерального закона от закона О защите прав инвалидов, где прямо говорится, что инвалиды на этих платных парковках имеют право парковаться бесплатно, до документов таможенного комитета, который устанавливает ввозные пошлины на оборудование для платных автомобильных стоянок. То есть это термин уже правового оборота. Поэтому говорить о том, что их не может быть, потому что они не нравятся А кому нравится платить за потребляемую воду?
С.КОРЗУН: О парковках еще есть что сказать, Леонид?
Л.ОЛЬШАНСКИЙ: Мы пошли, по моему убеждению, по второму кругу. Есть точка зрения, что это услуга, моя точка зрения что это не услуга, я услуги не заказывал, это сбор. Мы по второму разу пошли, обменялись. Теперь два слова про эвакуаторы. Действительно, депутат Максимов, который избирался в прошлую Думу от 19-го округа, вел большую работу, действительно, я к нему приходил, мы сотрудничали, мы делали, что могли. Однако я хочу заметить, что комиссия по законности на уровне комиссии приняла заключение о незаконности эвакуации, а вот когда вопрос вынесли на рассмотрение всей Мосгордумы, он не добрал количество голосов, заключение Думы у нас не получилось. Дальше Максимов написал проект закона г. Москвы О парковках, и он тоже, к сожалению, необходимого количества голосов не набрал.
А.КРУТОВ: Там не совсем так было. Проект закона разрабатывал депутат Ильин, и он практически не рассматривался Думой, он не дошел до первого чтения. Эта проблема зависла, и над ней продолжают работать. Но позиция Думы была здесь отлична от позиции правительства Москвы.
Л.ОЛЬШАНСКИЙ: Я осмелюсь возразить. Депутат Ильин являлся нашим серьезным оппонентом, я его, как мог, критиковал. Это диаметрально противоположные законопроекты. Законопроект Максимова: нельзя эвакуировать, ибо в российском кодексе такой санкции нет. Стратегия законопроекта Ильина: и блокираторы, и эвакуаторы - мы просто узаконим московским законом. Теперь я хочу еще раз возразить по поводу эвакуаторов. Слова эвакуатор в российском кодексе нет. Из-за нарушения правил стоянки и остановки ни тогда, ни сегодня ни ГАИ, никто иной эвакуировать машину не имеет права. В очень ограниченном количестве случаев об этом говорит статья Об административных правонарушениях - машину можно задержать, если водитель пьян, если отсутствуют документы, если неисправны тормоза или руль. Еще раз хочу подчеркнуть: хоть день, хоть тысячу часов стой под запрещающим знаком - за это только штраф, штраф и еще раз штраф. И чтобы нам сдвинуться хоть немножко вперед, хочу сказать: я не работаю в Мосгордуме, но просачиваются сведения, что готовится документ об утилизации транспорта. И я уже увидел в нем грубейшие нарушения гражданского кодекса, и сразу хочу подчеркнуть: если вещь есть, то год нужно ее брать на учет так гласит статья гражданского кодекса Бесхозяйное имущество. Она может быть трижды гнилой, дважды без колес и без стекол. Только суд может признать вещь бесхозяйной. И незаконные действия правительства Москвы по эвакуации ракушек Получается безобразие: стоит ржавенькая машина во дворе. Возвращается хозяин из командировки, из больницы, еще откуда-то, машины нет, ему говорят: А мы ее утилизировали. Нет такого понятия в гражданском кодексе утилизация. Это значит, что предстоит шквал судебных процессов. Мое мнение такое: высказана одна точка зрения, у меня другая точка зрения. Все споры решаются в суде. Пусть нас рассудит суд, как он рассудил нас по вопросу эвакуаторов, пусть нас любой суд рассудит по вопросам парковки. Теперь у нас надвигается эвакуация машин из дворов, хотя это собственность Кстати, по ракушкам все суды выигрываются.
С.КОРЗУН: Леонид, не все в кучу. Ракушки и эвакуация в двух случаях?
Л.ОЛЬШАНСКИЙ: В трех.
А.КРУТОВ: Есть пункт 1.5 в ПДД, под который я могу подвести все, что угодно: Запрещается оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. А органы регулирования служб безопасности дорожного движения обязаны обеспечить безопасность, поэтому транспортировка предмета, который создает помехи для движения, вполне допустима. Иначе мы приходим к абсурду: мы в три ряда припарковали свои автомобили, перекрыли всю улицу, и нас никто тысячу дней не может тронуть. Что касается ракушек, - это отдельная тема, я бы не хотел ее вообще касаться, потому что кто там выигрывает, чьи права нарушены и сколько больных не доехало до больниц из-за затруднения движения эта тема очень больная для города. Если хотите, отдельно про это поговорим.
С.КОРЗУН: По эвакуации Ваша позиция? Законна?
А.КРУТОВ: В рамках закона, если это делают службы, обеспечивающие безопасность дорожного движения, с целью удаления помехи движения.
Л.ОЛЬШАНСКИЙ: Эвакуация за нарушение правил стоянки признана Верховным судом вне закона, и ни один инспектор не пойдет сегодня на эвакуирование машины до тех пор, пока нет поправок. А вот завтра в кодексе Об административных правонарушениях будет острая полемика
А.КРУТОВ: Здесь есть одна неточность. Статья 115, действительно, дополнена примечанием: за нарушение правил платной парковки незаконна эвакуация. Надо все вещи называть своими именами и до конца. А в других случаях, которые правилами дорожного движения предусмотрены, если транспортное средство создает помеху движения, то органы дорожных служб обязаны обеспечить удаление этой помехи.
Л.ОЛЬШАНСКИЙ: Поправка гласит так: За нарушение правил стоянки и остановки, а также порядка пользования муниципальными платными парковками, запрещается блокировка, эвакуация, снятие номерных знаков, а также любые иные меры. Депутаты Госдумы в 97-м году подчеркнули, что в равной мере нельзя брать машину, если она стоит под запрещающим знаком и если нарушены правила муниципальной парковки, не платит деньги. И еще раз повторяю: в бюллетене Верховного суда сказано, что именно если поставил машину под запрещающим знаком, категорически нельзя брать именно потому, что такой санкции нет в российском кодексе.
С.КОРЗУН: Завтра Госдума обсуждает во втором чтении административный кодекс. Как многие пишут, сильный репрессивный характер Московская Дума уже изучала этот проект?
А.КРУТОВ: Да, мы изучали эту тему. У меня есть точка зрения, которая совпадает с точкой зрения многих депутатов: порок новой редакции кодекса состоит в том, что вместо того, чтобы в судебном порядке принять те или иные санкции за административные правонарушения, в том числе и за нарушения правил дорожного движения, там все отдается на откуп тем лицам, которые это делают на месте. Надо все-таки идти к более цивилизованной практике: нарушил правила - получи повестку в суд. Мы вводим институт мировых судей в Москве, их будет 384 человека, разгрузим суд общей юрисдикции как раз работа для них. Хорошая, ясная работа на много-много лет вперед.
С.КОРЗУН: Леонид, Вам завершать.
Л.ОЛЬШАНСКИЙ: Мой уважаемый оппонент осветил одну сотую часть этого гигантского документа. Могу сказать кратко: этот кодекс перенасыщен гигантскими репрессиями, он суживает право на судебную защиту хотя бы потому, что обратиться в суд москвичи теперь могут не у себя по месту жительства, а по месту нахождения органа. Например, в 100 км случился конфликт, будешь в тот суд ездить, в Сочи случился конфликт туда. Что касается дорожного движения, водителям уготованы невиданные репрессии. Делается попытка возродить баллы, талоны, эвакуаторы, блокираторы, снятие номерных знаков узаконить. Короче, завтра предстоит нешуточная полемика, и водители и юристы, которые их защищают, настроены серьезно бороться. Ну а мнения депутатов даже сегодня высказаны на страницах газет, почитайте.
С.КОРЗУН: Александр, надо усиливать репрессии или соблюдать надо? Новый Арбат у нас под окном. С обеих сторон запрещена стоянка, а стоят. Или ГАИ стоит, которая выполняет функции тех же самых парковщиков.
А.КРУТОВ: И по человечески, и по закону надо действовать в рамках закона. Если закон несовершенен, его надо совершенствовать. Если нет санкции транспортировки из-под знака, эту санкцию надо ввести, потому что это действительно нарушает права других людей. Вопрос баланса прав - он тысячелетний.
В прямом эфире радиостанции Эхо Москвы были Александр Крутов, заместитель председателя Мосгордумы, организатор комиссии по монументальному искусству и Леонид Ольшанский, действительный член Академии юридических наук, руководитель отделения прав человека и судебной реформы.

error: